mountain-climber

Не все то миф, что разрушают

Зная, что многие из моих друЖЖей читают «Разрушение мифов по четвергам», я решил отреагировать на один из постингов этой темы. Нисколько не умаляя заслуг моего дорогого друга Павла Бегичева, который много хороших вещей уже написал в этой рубрике, я все же время от времени обнаруживаю, что не могу согласиться с его мнением. В частности, вот здесь было высказано мнение, что Бог ни от кого не скрывает истины, поэтому проповедь Христа притчами никак не была связана с сокрытием истины. Последнюю точку зрения (что притчи Христа служили, в числе всего прочего, для сокрытия истины от некоторых иудеев) Павел и назвал «мифом», который постарался разрушить.

Эта точка зрения опирается на Ев. Марка 4:11-12: "И говорил им: 'Вам дана тайна Царства Божия, тем же внешним всё бывает в притчах, 12 чтобы они глазами глядели и не увидели, и слухом слышали и не уразумели, чтобы не обратились они, и не было прощено им'" (пер. Кассиана). В связи с этим один из основных доводов Павла заключался в том, что греческий союз ἵνα (обычно переводится «чтобы») в Марка 4:12 может иметь иное, более редкое значение («так что»; ср. Синодальный перевод). Я признаю, что этот грамматический довод мог бы иметь какой-то вес, однако он совершенно теряет силу на фоне множества других фактов.

1) Прежде всего, чтобы остудить конфессиональный пыл некоторых людей, которые поспешат (или уже поспешили) обвинить меня в нападках на честнОго арминианина, нужно заметить следующее. Идея о том, что Бог может скрывать истину от каких-то людей, не является сугубо кальвинистской. Такую возможность признавал… гес ху? Нет, не Вуди Вудпекер, а сам Арминий! В своем диспуте №41 («О предопределении средств, ведущих к достижению результата») он рассуждает о двух главных средствах спасения: Слове Божьем и Святом Духе. При этом он пишет:
    Бог определяет эти средства не за заслуги и не в соответствии с заслугами людей, а только по благодати; но Он и не отказывает в них никому, разве что по справедливости, за прошлые прегрешения (§10).
Иными словами, Арминий признает, что Бог может отказывать некоторым людям в средствах спасения, в частности, в возможности слышать истину, – в качестве суда за отвержение истины в прошлом. Почему же Арминий признает это? Да потому что трудно это не признать, читая Священное Писание. Чтобы отрицать эту идею, нужно слишком уж стать заложником своей богословской системы (чего Арминий, к чести своей, избегает).

2) Теперь зададимся вопросом: если допустить, что Бог может скрывать истину от некоторых людей в знак суда, то был ли со стороны иудеев допущен какой-то особо тяжкий грех, чтобы у Христа появилась причина свершить над ними такой суд? Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на широкий контекст. Что было перед тем, как Христос начал проповедовать притчами? И Марк, и Матфей сообщают нам, что непосредственно перед этим иудеи похулили Духа Святого, заявив, что Христос изгоняет бесов силой Веельзевула. В ответ на это Христос сказал, что этот грех им никогда не простится (Марк. 3:28-29; Матф. 12:31-32). И «чтобы они не обратились и не было прощено им» (см. наш текст!), Христос начал говорить им притчами.

3) Ближайший контекст тоже указывает на то, что у Христа была цель скрыть истину от некоторых. Дело в том, что притчами-то Он говорил всем, а разъяснял эти притчи не всем, а только избранным. Притчи Он разъяснял Своим ученикам – не двенадцати (ср. ошибочный довод Паши Бегичева), а как минимум семидесяти, которые и спрашивали его о значении притч (см. Матф. 13 гл.).

Удивившись столь неожиданной перемене в проповедях Христа, ученики спросили: «Для чего притчами говоришь им?» На это Христос им ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11). Для правильного понимания притч люди нуждались в объяснении, однако это объяснение предоставлялось не всем, а только тем, кому «дано знать».

Таким образом, ученики понимали притчи не потому, что расположили к этому свое сердце, а потому, что Христос объяснял им значение притч. Остальные же люди не понимали их не просто потому, что не захотели, а потому, что Христос не давал им необходимых объяснений.

4) Далее, важно заметить, что в исследуемом тексте евангелисты не от себя говорят, а цитируют пророка Исаию. Марк никак не обозначает свою цитату (читатели должны были ее и так узнать!), а Матфей упоминает имя цитируемого пророка (Матф. 13:14). Заметим также, что Матфей практически дословно цитирует этот текст по Септуагинте, однако Септуагинта в данном случае неточно передает еврейский оригинал (многие исследователи отмечают, что перевод Исаии в LXX весьма вольный!). Марк же сильно отклоняется от Септуагинты в сторону большего соответствия еврейскому тексту. Близко к дословному я бы перевел текст Исаии с еврейского следующим образом: «Скажи этому народу: “Слушайте долго – и не разумейте, смотрите долго – и не знайте!” Сделай сердце этого народа бесчувственным и уши его – тяжелыми, и глаза его замажь, чтобы он не увидел глазами своими и ушами своими не услышал, и сердцем своим не уразумел, и не обратился, и не пришло бы ему исцеление» (Ис. 6:9-10; на всякий случай подчеркну, что на месте слов «огрубело», «с трудом слышат», «сомкнули» Синодального текста в оригинале стоят императивы).

Обратите внимание, что в еврейском оригинале процитированного текста употреблен союз פֶן – союз цели, который означает «чтобы не» (как в англ. lest). И именно этот союз Марк передает греческим союзом цели ἵνα, так что аргумент, что греческий союз может быть здесь употреблен в ином, более редком значении, совершенно ошибочен.

5) На то, что союз ἵνα в Марка 4:12 употреблен именно в значении цели, а не следствия, указывает также и сам стих. Дело в том, что в этом стихе употреблена еще одна частица, вводящая целевые и субцелевые придаточные: μήποτε: «…чтобы не обратились они…» (пер. Кассиана). Эта частица не может обозначать следствия (ср. BDAG. С. 648–649).

6) Наконец, многие другие места Писания показывают, что Бог может скрывать истину от людей как залог будущего суда над ними. Вот лишь несколько таких примеров:
    * «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10:21).
    * «Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня" (Рим. 11:7-8).
    * Ис. 44:18 «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, [и] сердца их, чтобы не разумели».
    * 2 Фес. 2:10-11 «…со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».
    * Ам. 8:12 «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его».
Конечно, Паша прав в том, что «непонимание – порождение греховной натуры человека». Я с этим не спорю. Однако утверждение, что Бог никогда и ни от кого не может скрывать истину, не соответствует Писанию. Господь может отнимать Свое слово и утаивать истину в знак суда над теми, кто, услышав истину в прошлом и, возможно, получив многочисленные удостоверения, все-таки отказался принять ее и поверить ей.

Comments have been disabled for this post.