mountain-climber

Водное крещение

Как-то у одной сестры спросили: «А когда вы приняли крещение?» И она ответила: «Я заключила завет с Богом тогда-то и тогда-то». Подобный ответ можно услышать от разных людей, в разных регионах, в разных церквах. Некоторые говорят, что покаяние – это спасение, а крещение – заключение завета с Богом. В таком случае получается, что человек уже спасен, но еще не состоит в завете с Богом! На самом деле Библия не знает ничего подобного. Нет спасения без завета с Богом. Если вы не состоите в новом завете, вы не спасены. Если вы не пребываете во Христе, вы не спасены. Если вы не стали рабом Божьим, который принадлежит Господу и служит Ему, вы не искуплены.

Такая же ошибка допускается даже в некоторых книгах, служащих учебниками по богословию. Например, С. В. Санников в своей книге «Фундамент: курс начального богословия» опасно близко подходит к православно-католическому сакраментализму (учению о спасении посредством церковных таинств), когда говорит: «Водное крещение является как бы финальной точкой в процессе обращения грешника и соединения его со Христом, поэтому оно представляет собой обязательный элемент спасения» (С. 137. Курсив наш. – А. П.). Если, как утверждает Санников, до водного крещения наше соединение со Христом не завершено, не доведено до «финальной точки», то возникают следующие проблемы:
    • во-первых, появляется особая промежуточная категория полуспасенных полухристиан, о которой Писание ничего не говорит (во всяком случае, напрямую);
    • во-вторых, в этом случае мы вынуждены будем говорить об особом состоянии частичного соединения с Господом, частичного привития к Лозе (ср. Ин. 15:5), частичного обретения Духа Христова (ср. Рим. 8:9), частичного приобщения к Божескому естеству (ср. 2 Пет. 1:4), частичного усыновления (ср. Ин. 1:12), о котором Писание также ничего не сообщает и которое трудно представить себе онтологически;
    • в-третьих, возникает трудность с пониманием того, что произошло с покаявшимся на кресте разбойником: он либо вошел в небеса будучи частично соединенным с Господом, либо должен был по пути довершить свое соединение посредством водного крещения (католики учат, что на покаявшегося разбойника будто бы брызнула кровь и вода из бока Иисуса Христа и таким образом он был крещен водой, однако единственным доводом в пользу такой точки зрения служит полет фантазии толкователей);
    • в-четвертых, возникает трудность практического плана: дело в том, что многие христиане свидетельствуют, что настоящее покаяние у них произошло уже после водного крещения; в церквах русского баптистского братства таких людей не принято перекрещивать, однако, по Санникову, их первое крещение было недейственным, поскольку для крещения нужно настоящее покаяние (там же, с. 140), а без второго водного крещения они остаются не до конца соединенными с Господом. Как видим, такой взгляд на крещение чреват многими серьезными последствиями как в богословской сфере, так и в сфере церковной практики.
Тот же автор пишет, что человек «…заключает с Господом завет посредством водного крещения» (там же, с. 138). В таком случае получается, что можно быть спасенным через покаяние (хотя бы частично, не до «финальной точки», по выражению самого Санникова), но при этом не состоять в завете с Господом. На наш взгляд, позиция Санникова по вопросу водного крещения основана на ошибочном толковании 1 Петра 3:21 и Римлянам 6:3 (там же, с. 137); его утверждение, что через крещение спасаются, но через отсутствие крещения не осуждаются (там же, с. 138), на наш взгляд, внутренне противоречиво и основано на неудовлетворительном толковании Марка 16:16.

К сожалению, Санников совсем не рассматривает в своем учебнике текст из Деяний 10:44-48, который явно свидетельствует о том, что верующие получали Духа Святого (а значит, спасались и были в завете с Господом) даже до того как примут водное крещение. Впрочем, детальная оценка этого взгляда не входит в наши цели. Для более глубокого ознакомления с этим вопросом позвольте направить читателя к стандартным евангельским учебникам по богословию, выражающим сходный с нашим взгляд на водное крещение: Миллард Эриксон. Христианское богословие. Особ. с. 927–930; Уэйн Грудем. Систематическое богословие. Особ. с. 1107–1108.

Что же тогда крещение? Крещение – это внешнее свидетельство вашего завета с Богом, а не само вступление в завет. В завет с Богом НЕ вступают через совершение физического действия, через обряд. В завет с Богом вступают через веру в Его обещания. В завет с Богом человек вступает в момент покаяния – если это только действительно настоящее покаяние, сопровождающееся возрождением. А внешнее свидетельство о вступлении в завет с Богом вы можете дать в тот же день, когда вступили в завет – помните, что в Деяниях 2:41 все, кто покаялся, в тот же день были и крещены? Но может быть так, что это внешнее свидетельство вы дадите спустя несколько месяцев после вступления в завет с Богом. Когда в ранней христианской Церкви стали преобладать обращенные из язычников, а не из евреев, то довольно скоро появилась и практика сначала наставлять новообращенного, а уже потом преподавать ему крещение, поскольку многие выходцы из язычников не имели достаточных познаний о Боге, о завете с Богом, о Писании и о Церкви.

Comments have been disabled for this post.