hands of prayer

Альманах "Кафедра"

Начинаю публиковать статьи из предыдущего выпуска альманаха "Кафедра", который был посвящен экспозиционной проповеди. (Новый выпуск посвящен доктрине Sola Scriptura -- ищите, читайте.) Начну с самого начала -- с редакционной статьи.

От издателей альманаха "Кафедра"
Одно из главных служений Церкви – это проповедь (Кол. 1:28; 2 Тим. 4:2 и др.). Через это служение неверующие обращаются к истинному Богу (1 Кор. 1:21). Через него созидаются поместные церкви (1 Фес. 2:1-2). Через него общины духовно укрепляются и сохраняются от заблуждений. Именно этому служению посвящен альманах «Кафедра».

Но слова многозначны. В настоящее время слово «проповедь» нередко применяют к таким выступлениям, которые не способны ни обратить неверующих, ни взрастить верующих. Проповедью называют и морализаторскую речь о том, как плохо мусорить на улице, и краткую автобиографию выступающего с вкраплениями забавных историй, приключившихся с ним за последнюю неделю, и обсуждение духовного значения принципов компании «Старбакс». Поэтому возникла необходимость уточнять, какого рода проповедь мы имеем в виду. Альманах «Кафедра» посвящен вопросам экспозиционной проповеди. Название данного подхода происходит от латинского expositio, что значит «объяснение, толкование». Экспозиционной называется проповедь, характеризующаяся следующими признаками:

1) ее основой является библейский текст, а не личный опыт проповедника или последние психологические теории;
2) проповедник не разбредается мыслью «от Адама до Потсдама», а концентрируется, главным образом, на одном библейском отрывке;
3) текст Писания служит не просто эпиграфом к собственным измышлениям проповедника – все пункты проповеди выводятся непосредственно из отрывка Писания;
4) для проповеди берутся последовательные отрывки Писания, так что в течение полного цикла проповедей объясняется какая-то книга Библии от первого стиха до последнего, с учетом целостного контекста всей книги;
5) главная цель каждой проповеди – объяснить текст Писания и применить его истины к жизни и совести слушателей; все остальные элементы (введение, иллюстрации и т. п.) носят вспомогательный характер.

Такой подход к проповеди не нов. Регулярными экспозиционными проповедями питались кесарийская церковь во времена Оригена (185–254) и Василия Великого (329–379), антиохийская во времена Иоанна Златоуста (347–407), гиппонская во времена Августина (354–430), иерусалимская во времена Исихия (ум. ок. 451), англо-саксонская церковь в Джерроу во времена Беды Достопочтенного (673–735) и многие-многие другие. По сути, этот подход был заложен еще в дохристианский период в синагогальном богослужении.

Кто-то может возразить: «Но разве Христос, апостолы или древние пророки придерживались такого подхода к проповеди? Не говорили ли они просто от себя, изредка ссылаясь на Писание?» И да, и нет. Чего они точно не делали, так это не говорили от себя. Пророки провозглашали: «Так говорит Господь» (Исх. 4:22; 2 Цар. 12:7; Ис. 10:24 и др., всего более 400 раз в Ветхом Завете). Они не просто благочестиво полагали, что Бог был бы не против, если бы они сказали Его народу те или иные слова. Они возвещали в точности то, что сказал им Бог. Точно так же апостолы провозглашали весть, которой научил их Христос и которую напоминал им Святой Дух (Иоан. 14:26; Деян. 2:4). И даже Сам Иисус Христос говорил не от Себя, а от пославшего Его Отца: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня…» (Иоан. 7:16).

Весть Христа, апостолов и пророков была безошибочной пророческой вестью, каждое слово которой несло на себе печать Божьего одобрения. Но где гарантия того, что современный проповедник, который просто делится своим опытом, действительно говорит от Бога? Не похож ли он на тех людей, о которых Господь предостерегал Свой народ через Иеремию: «…рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (Иер. 23:16); «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21)? Иезекииль называет таких людей «пророками от собственного сердца» (Иез. 13:2) и предупреждает: «…горе безумным пророкам, которые водятся своим духом…» (Иез. 13:3).

Мы не во всем можем подражать проповедям Христа, апостолов или ветхозаветных пророков, потому что их проповеди – богодухновенные, а наши – нет. Они могли говорить в отрыве от объяснения Писания, потому что возвещали новое откровение и были движимы непосредственно Святым Духом. Мы не можем им в этом подражать. Мы можем лишь объяснять смысл их проповедей в контексте Писания и применять их к жизни. Именно это и делает экспозиционная проповедь. Вместе с тем, мы можем предположить, что Христос тоже иногда проповедовал экспозиционно, например, когда «…начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27). И Павел, скорее всего, говорил экспозиционные проповеди, когда в Ефесе три года «…не упускал возвещать… всю волю Божью» (Деян. 20:27).

В эпоху Церкви экспозиционная проповедь выражает наибольшее почтение к Божьему Слову. Когда мы объясняем Писание в его контексте – так, как его задумал и записал Сам Бог, слово за словом, ничего не пропуская, – мы по-настоящему чтим Бога и Его Слово. Такое последовательное объяснение Писания позволяет действительно «возвещать всю волю Божью» (см. выше), не теряя ни одного стиха и ни одного выражения.

Авторы данного альманаха глубоко убеждены в том, что Священное Писание обладает высшим и окончательным авторитетом в вопросах вероучения и практической жизни, будучи непогрешимым Словом живого Бога. Дух Божий вдохновил древних пророков без единой ошибки записать Его откровение (Матф. 5:18; 2 Пет. 1:20-21). Писание ведет человека к вере: «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Писание возрождает: «…возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23). Через Писание дается Дух Святой: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Подразумеваемый ответ – через наставление в вере. Писание освобождает от оков греха и власти сатаны: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31-32). Писание освящает: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). Одного Писания достаточно для того, чтобы сделать человека Божьего совершенным, ни в чем не имеющим недостатка: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Если мы все это понимаем, то наша преданность принципу Sola Scriptura (только Писание) непременно должна вылиться в преданность экспозиционной проповеди, объясняющей смысл Писания.

На наш взгляд, первый выпуск альманаха должен в первую очередь объяснить, что из себя представляет экспозиционная проповедь и какую роль она играет в созидании церкви. Этой задаче посвящены первые три статьи. Пастор Виктор Семенович Рягузов в статье «Возгревать проповеднический дар» говорит о важности проповеди для церковной жизни, а также о том, что помогает проповеднику возрастать в этом служении. Затем известный пастор и проповедник Джон Мак-Артур представляет прекрасную апологию экспозиционной проповеди, перечисляя несколько ключевых достоинств такого подхода. Д-р Кент Хьюз в своей статье «Анатомия экспозиции» раскрывает три важнейшие составляющие библейской проповеди: правильное отношение к Писанию, характер служителя и искренние чувства во время произнесения проповеди.

Два следующих материала альманаха рассматривают разъяснительную проповедь в практическом разрезе. Пастор Алексей Коломийцев в своей статье подробно описывает процесс подготовки экспозиционной проповеди, который складывается из приготовления своего сердца, тщательного изучения библейского текста и подготовки самого выступления. Статья Алексея Прокопенко открывает цикл статей, посвященных экспозиции книги Руфь.

Хороший итог всему подводит эссе Джона Пайпера. Знаменитый пастор и богослов умело и увлекательно объясняет, какое влияние на проповедь оказывает осознание Божьей славы. Красота и могущество Божьего величия побуждают нас с радостью на лице и трепетным восторгом в сердце объяснять смысл того, что говорит Господь.

Мы искренне желаем и молимся, чтобы этот альманах стал для вас благословением. Да поможет вам Бог быть верными служителями Слова, точно объясняющими смысл Писания.

Алексей Прокопенко

Comments have been disabled for this post.