hands of prayer

Потоп: всемирный или локальный?

Ноев потоп касался всей планеты, всего живого, всей цивилизации того времени. В пользу того, что он носил всемирный характер, можно привести как минимум девять доводов:

1) Высота воды. В 7:19-20 читаем, что воды поднялись на пятнадцать локтей (~7-8 м) над вершинами высоких гор. Однако любому должно быть известно, что вода не может собираться в «кучи» – она растекается по поверхности, быстро находя свой уровень. Если даже одна высокая гора была покрыта водой, то это значило бы, что вода должна была растечься по всему земному шару! Уточнение «…все высокие горы, какие есть под всем небом…» (7:19) может быть объяснено только в рамках всемирного потопа.

2) Продолжительность потопа. Согласно книге Бытие, потоп продолжался 371 день. Выйти из ковчега Ной смог лишь только через год после того, как в него вошел. Подобная продолжительность очень маловероятна для местного разлива Тигра и Евфрата (сколь большим бы он ни был).

3) Геология потопа. «Источники великой бездны» открылись в первый день потопа (7:11), а закрылись в 150-й день потопа (8:2). Бездна (евр. תְּהוֹם, тео́м) впервые упоминалась в 1:2, где это слово относилось к первозданному океану. Кроме того, это слово может обозначать океаны или подземные воды (ср. Быт. 49:25; Исх. 15:5; Иов. 38:16; Пс. 32:7 [евр. 33:7] и др.). Скорее всего, под «великой бездной» в 7:11 подразумеваются подземные резервуары воды, которые оставались открытыми на протяжении пяти месяцев. Столь масштабные геологические изменения были бы весьма нехарактеры для местного наводнения в какой-либо части Ближнего Востока.

4) Нужда в ковчеге. Если бы потоп представлял собой локальное наводнение (пусть даже и очень крупное), в постройке ковчега не было бы никакой нужды. Гораздо проще было бы переселиться в другую местность, которая не будет затронута наводнением. Явившись Ною в первый раз, Бог мог бы приказать ему не строить ковчег, а просто собрать семью и отправиться жить в другие края. Либо Он мог прислать ангелов, которые вывели бы Ноя из зоны наводнения, как это было в случае другой локальной катастрофы – при уничтожении Содома и Гоморры.

5) Необходимость брать на ковчег животных. Известно, что животные мигрируют гораздо легче, чем люди. Так что, если бы потоп был местным, Господь мог бы побудить животных мигрировать в другие районы, вместо того чтобы приводить их к Ною. Первое было бы ничуть не труднее, чем последнее, да к тому же избавило бы животных от необходимости более года провести взаперти внутри ковчега. Более того, вряд ли мы можем предполагать, что ареал обитания всех или даже большинства наземных видов ограничивался долиной, в которой проживали люди (и которая, согласно теории локального наводнения, должна была быть затоплена). Поэтому, скорее всего, заботиться о сохранении животных из этой долины вообще не имело бы смысла.

6) Размеры ковчега. Корабль Ноя был гигантских размеров: 300 х 50 х 30 локтей, то есть, в первом приближении, 150 х 25 х 15 м. По самым скромным подсчетам, водоизмещение такого судна должно было составлять почти 20 тыс. тонн. Лишь в 1884 г. был построен океанский лайнер («Этурия»), длина которого превышала длину ковчега. Даже если бы по каким-то причинам спастись от локального наводнения на корабле было бы удобнее, строить корабль такой величины не имело бы смысла.

7) Свидетельство апостола Петра. В своем втором послании Петр говорит о людях, которые полагали, что от сотворения мира все остается неизменным, то есть, по сути, исповедовали доктрину униформизма. Петр отвечает этим людям: «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5-7). Заслуживает внимания тот факт, что апостол сравнивает Ноев потоп со вторым пришествием Христа. По сути, его аргумент сводится к следующему: как во время потопа погиб весь мир, так и во время второго пришествия вся земля будет уничтожена огнем. Как он пишет дальше, «…земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Однако, если во времена Ноя было лишь локальное наводнение в Междуречье, то трудно понять, каким образом ссылка на потоп опровергает доктрину униформизма и доказывает возможность будущего уничтожения земли.

8) Полное уничтожение человечества. Данный аргумент отталкивается от предпосылки, что население первого мира, по весьма умеренным подсчетам, вполне могло превышать миллиард человек. Если это так, то весьма трудно представить себе, чтобы все эти люди жили на ограниченной территории Месопотамской долины. Библия ясно говорит, что во время потопа погибло все человечество (7:23), поэтому потоп должен был охватывать как минимум все территории, на которых жили люди.

9) Обещание не повторять потопа. Если потоп представлял собой лишь локальное наводнение, то Господь уже многократно нарушил бы Свое обещание больше не посылать подобной катастрофы (ср. Быт. 9:11) . Как известно, в истории с тех пор было немало больших наводнений. Однако ни одного всемирного потопа с тех пор действительно не было.

Comments have been disabled for this post.