hands of prayer

Крик души по поводу... и без повода :-)

Наверняка все хотя бы краем уха слышали о документальной гипотезе Пятикнижия. Согласно этой гипотезе, Тора не была написана Моисеем, а возникла из разных источников в гораздо более поздний период. (Как именно происходил этот процесс, есть сотни предположений, отличающихся друг от друга в малых деталях или кардинальных фактах. Стоит только отметить следующее: поначалу считалось, что источников было всего раз-два и обчелся, а потом их число стало множиться с необычайной скоростью.)

Так вот, при обсуждении того, как возникла и развивалась документальная гипотеза, у меня возникают две аналогии.

Аналогия первая. И сказал Астрюк источникам J и E: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Пятикнижие, и владычествуйте над учеными, и над диссертациями, и над университетами". И стало так.

Аналогия вторая. В психиатрии есть понятие бреда. Бредом называется совокупность идей и представлений, не корректируемая поступающими сведениями (при этом неважно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет)1. Как правило, первичный бред характеризуется очень простой фабулой и неразветвленностью сюжета, причем больного легко бывает поставить в тупик каким-нибудь вопросом, который явно показывает несостоятельность его утверждений. Однако бред "отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему" (там же). Так же было и с документальной гипотезой: сначала у нее была очень простая фабула, однако со временем она разветвлялась и обрастала системой "самодоказательства". В эту бредовую систему стали втягиваться все новые и новые части: документальная гипотеза, начавшись с Пятикнижия, перекинулась на Исаию, новозаветные Евангелия и потом почти на все остальные книги Библии.

К тому же, бред нередко бывает индуцированным -- это когда "бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо)" (там же). Точно так же и в кругах научной библеистики. Авторы документальной гипотезы -- это больные-индукторы -- доминантные лица, пользующиеся почти непререкаемым авторитетом. И бредом заражаются, как правило, некритично настроенные и не имеющие твердого библейского базиса студенты, вырастающие в докторантов и потом сами становящиеся доминантными лицами для других студентов.

Comments have been disabled for this post.