hands of prayer

Епископальная модель церковного устройства

Таким образом, в наибольшей степени Новому Завету соответствует такая модель церковного устройства, когда поместной общиной руководит совет пресвитеров (духовных наставников, пастырей). Однако в христианстве существовали и существуют и другие подходы к устройству церкви. Можно выделить 3 основные модели управления церковью: (1) епископальная, (2) пресвитерианская и (3) конгрегационная. Давайте рассмотрим их и подумаем, какие у каждой из этих моделей преимущества и какие недостатки.
 
  1. Епископальная модель (наиболее выраженным иерархическим устройством обладает Римская католическая церковь; чуть менее выражена иерархия в Русской православной церкви; еще менее – в протестантских Англиканской и Епископальной церквях; наиболее простое иерархическое устройство существует в Методистской церкви)
 
РПЦ:РКЦ:
 
Епископы (по степени священства все епископы между собой равны, включая патриархов[1], митрополитов[2], архиепископов[3]) – могут совершать все таинства
 
Пресвитеры (иереи[4], протоиереи[5], протопресвитеры[6], иеромонахи[7], игумены[8], архимандриты[9]) – могут совершать таинства, кроме священства; не могут освящать миро и антиминсы[10]
 
Диаконы (также протодиаконы[11], иеродиаконы[12], архидиаконы[13]) – не могут совершать таинств (кроме таинства крещения), а лишь помогают священникам и епископам в их совершении
 
Папа Римский – обладает высшей и юридически полной властью над всей Католической церковью
 
Кардиналы (могут принадлежать к любой из трех степеней священства: кардиналы-епископы, кардиналы-священники и кардиналы-диаконы) – избирают папу, являются советниками папы, возглавляют отдельные церковные коллегии, подчиняются напрямую папе; назначаются папой
 
Епископы (включая примасов, митрополитов, патриархов, архиепископов) – совершают таинства
 
Пресвитеры – совершают таинства по благословению епископов
 
Диаконы
 
 
Преимущества:
 
  • Легко сохранять видимое единство Церкви.
  • Если высшая иерархия придерживается здравого учения и верного подхода к служению, то и вся Церковь будет под их влиянием придерживаться того же.
  • Есть аналогия с тем, как Церковью управляли Христос и апостолы.
 
Недостатки:
 
  • Должность епископа в данной системе не соответствует новозаветному образцу.
    • В данной системе епископ и пресвитер – это разные должности, выстроенные в иерархическом порядке: епископ – глава над пресвитерами. Тогда как в Новом Завете «епископ» и «пресвитер» – взаимозаменяемые понятия, одна и та же должность (см. следующую тему).
    • В Новом Завете нет указаний на то, чтобы апостольская власть передавалась из поколения в поколение. Апостолы оставили после себя не новых апостолов, а апостольское учение – канон Нового Завета. (Нередко говорят, что апостолы оставили после себя епископов, которые руководят пресвитерами и всей церковью, однако это не так. В Новом Завете слова «епископ» и «пресвитер» используются взаимозаменяемо, что не укладывается в такую теорию.)
    • В Новом Завете слово «епископ» никогда не встречается в единственном числе. В каждом городе к каждой поместной церкви назначались несколько пресвитеров/епископов.
    • Павел подчеркивал тот факт, что он принял свой сан прямо от Христа, а не от земных апостолов (Гал. 1:15-17). А если это было с ним, то почему не может быть с другими? Иными словами, почему пресвитеров должен назначать епископ?
  • Иерархическая система легко приводит к злоупотреблениям властью либо в масштабе целой деноминации (напр., РКЦ в Средние века), либо в масштабе епархии (напр., многочисленные недовольства священников РПЦ в интернете в настоящее время).
    • Поскольку епископ обладает единоличной властью снимать и назначать священников, его боятся.
    • Священники находятся в прямой зависимости от епископа, включая их зарплату, поэтому они не могут протестовать (церковные суды тоже далеко не всегда являются непредвзятыми).
    • Поскольку должность епископа связана с такой большой властью, возникает борьба за власть, в которой зачастую участвуют люди из земных, низменных побуждений.
  • Иерархическая система ведет к увековечиванию любых заблуждений. Если высшие иерархи отклоняются от истины, то они силой продавят свои взгляды на всю церковь.
  • Иерархическая система создает сильное разделение между «клиром» (священством) и мирянами. Это подрывает новозаветное учение о священстве всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9). На практике нередко получается так, что высокие церковные чины видят себя господами, а не слугами остальных верующих.
 


[1] Патриархами называются епископы древних столиц: Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века также и Москвы.
[2] Митрополиты – это епископы других столиц и некоторых крупных городов, кроме перечисленных в предыдущей сноске патриархатов.
[3] Архиепископ – это почетная степень, которой награждаются старейшие и наиболее заслуженные из епископов.
[4] Иерей – слово греческого происхождения, которое означает «священник».
[5] Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т.е. первенствующего священника.
[6] Главному из протоиереев дается звание протопресвитера.
[7] Иеромонахами называются монашествующие пресвитеры.
[8] Если иеромонах назначается настоятелем монастыря (а иногда и независимо от этого, как почетное отличие), ему дается звание игумена.
[9] Архимандрит – это еще более почетное звание, чем игумен.
[10] Антиминс – это освященный платок с изображением Иисуса Христа во гробе и вшитыми св. мощами. В православии литургия может быть совершаема только на антиминсе.
[11] Почетное звание, которым награждаются наиболее достойные из диаконов.
[12] Иеродиаконом называется монах, получивший сан диакона.
[13] Старший иеродиакон называется архидиаконом.

Comments have been disabled for this post.