hands of prayer

Малые группы - библейский принцип

Последний случай использования этой фразы ["по домам"] в Деяниях переносит нас в 56 год, в финал 3-го миссионерского путешествия Павла. Возвращаясь из Македонии в Иерусалим, он призвал к себе пресвитеров из Ефеса, где до этого провел около 3 лет. Напоминая им о своем служении, он говорит: «…как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам…» (Деян. 20:20). В то время христиан преследовали только евреи, поэтому гонения ограничивались территорией Иудеи и Самарии – областями, где синедрион обладал хоть какой-то властью. Римское правительство еще не выделяло христианство как отдельную религию, считая его одной из иудейских сект. А поскольку иудаизм имел законный статус на территории Римской империи, христиане пользовались правом открыто проводить религиозные собрания. Поэтому Павел имел возможность в Ефесе ежедневно проповедовать в училище некоего Тиранна (Деян. 19:9) – вероятно, местной философской школе. По этой же причине, в отличие от Иудеи и Самарии, где верующие собирались только по домам, в Малой Азии церковь вновь вернулась к первоначальному образцу: «всенародно и по домам».

Обращает на себя внимание и то, что в этом регионе главенствующее место в домашних группах занимало «учение», т.е. наставление из Слова Божьего: «Проповедовал… и… учил… всенародно и по домам». Хотя к библейским принципам служения малых групп мы еще вернемся, сразу заметим, что Павел по домам учил и проповедовал. Он не просто побуждал христиан общаться друг с другом, а использовал это время для того, чтобы учить. Вдобавок ко всему, он не только учил, но и проповедовал. В наше время все чаще можно услышать, что для проповеди существует церковное богослужение, а на домашней группе проповедовать чуть ли не противопоказано. Можно, конечно, но только в крайнем случае – если ничего «лучшего» не найдется. Но такое представление не соответствует Библии. Проповедь вполне подходит для малой группы. В разбираемом нами стихе видно, что для Павла важна была не столько форма: диалог, дискуссия, монолог, – сколько содержание. Неискаженное объяснение Слова Божьего – вот что главное. А как это будет происходить: в форме проповеди или обучения, – уже не столь важно.

Необходимо заметить, что о домашних собраниях христиан говорится как в начале Деяний – во 2 главе, так и почти в самом конце этой книги – в 20 главе. Следовательно, как в 30 году, когда после Пятидесятницы зародилась христианская церковь, так и более чем через двадцать лет церковь все еще продолжала придерживаться того же обычая – собираться по домам. И если в первых двух случаях фраза «по домам» относится к матери всех церквей – иерусалимской общине, а в третьем случае – к церкви Иудеи и Самарии, то в последнем – уже к церквям в Малой Азии, т.е. в языческих регионах. Это свидетельствует о том, что домашние общения, хотя и были, возможно, отголоском иудейских традиций, все же не ограничивались рамками какой-то одной культуры.

(Из книги "Малые группы")

Обложка


Comments have been disabled for this post.