hands of prayer

Божья воля - "приготовление"

Глагол ἑτοιμάζω означает «приготовлять, подготавливать». Он может относиться как к лицам (готовить кого-то), так и к событиям (подготавливать какое-либо событие). Такая подготовка подразумевает заблаговременное планирование, намерение и цель. В греческом переводе Ветхого Завета ἑτοιμάζω встречается в значении «предопределять, назначать заранее». Так, Бог «приготовил» [ἡτοίμασας] Ревекку для Исаака, то есть предназначил ей быть его женой (Быт. 24:14, 44). Кроме того, Он «приготовил» [ἡτοίμασας; Синод. «укрепил за Собою»] народ для Себя навеки (2 Цар. 7:24).

В таком же значении – применительно к Божьей промышляющей воле – данный глагол используется в нескольких текстах Нового Завета. К примеру, в ответ на просьбу двух учеников позволить им занять почетные места в царстве Христовом Господь сказал: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано [ἡτοίμασται] Отцом Моим» (Матф. 20:23; также Марк. 10:40). Почетные места за столом государя – это одна из самых высших наград в древнем мире. И эти почетные места уготованы определенным людям. Отсюда следует, что Божьим промыслом предопределено, кто какую награду получит на небесах. А значит, должны быть предопределены заслуги, дела и подвиги конкретных людей. Это прекрасно согласуется с утверждением Павла, что «…мы – Его творение, будучи созданы во Христе Иисусе для добрых дел, которые Бог прежде приготовил [προητοίμασεν], чтобы мы в них ходили» (Еф. 2:10; пер. наш. – А. П.). Глагол προητοίμασεν в последнем процитированном стихе представляет собой сочетание ἑτοιμάζω («приготавливать») с приставкой προ-, имеющей значение «перед» или «раньше». Προετοιμάζω значит «подготовить заранее», «предуготовить». Таким образом, даже добрые дела, которые может сотворить человек, были заранее приготовлены для него Божьим промыслом. Поэтому неудивительно, что и награда тоже «уготована Отцом» (Матф. 20:23).

Возможно, то же самое – предопределение награды – имеется в виду в притче Христа о козлах и овцах: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное [ἡτοιμασμένην] вам от создания мира…”» (Матф. 25:34). Заметьте, что речь идет не просто о том, что Царство было приготовлено, то есть создано и построено. Сказано: «…уготованное вам от создания мира…» Скорее всего, это означает, что еще до начала земной истории Бог запланировал, кто войдет в Тысячелетнее царство Христа на земле. Параллельное утверждение в той же притче подразумевает, что дьяволу и его ангелам было заранее определено отправиться в озеро огненное: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный [ἡτοιμασμένον] диаволу и ангелам его”» (Матф. 25:41). Важно отметить, что овцы получают награду, приготовленную непосредственно для них, а козлы присоединяются к наказанию, приготовленному для кого-то другого. В одной и той же притче Христос весьма аккуратно разводит в разные стороны предопределение к награде и предопределение к погибели. О награде Он говорит: «…уготованное вам…», а о наказании: «…уготованный диаволу…»

Наконец, Писание учит, что Бог предопределил – приготовил – для Своих детей чудесное спасение: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил [ἡτοίμασεν] Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Ветхозаветные святые не могли представить себе во всей полноте, насколько чудесным будет Божий замысел в Евангелии. «А нам Бог открыл [это] Духом Своим…» (1 Кор. 2:10).

Comments have been disabled for this post.