hands of prayer

О Библии, богодухновенности и СПХУ

Если вы еще не видели эту статью на сайте «Слово для тебя», то обязательно посмотрите: http://www.word4you.ru/publications/16484/. Хотя привлекать внимание к заблуждениям – значит в какой-то мере создавать им рекламу, в данном случае, я думаю, на это стоит обратить внимание, поскольку вопрос затронут весьма серьезный.

Виктор Шленкин – человек эрудированный, докторант в каком-то европейском университете, преподаватель СПХУ. Хотя я не могу отказать ему в чисто человеческом уважении, однако поддержать или даже просто проигнорировать его сентенции тоже не получается.

В его постинге немало богословских проблем, начиная с того, что он именует 2-е Послание к Тимофею «девтеропаулинистическим», что в переводе на простой русский язык означает, что апостол Павел, по утверждению Шленкина, его как будто бы не писал, хотя сам текст послания недвусмысленно заявляет: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа… Тимофею…» (2 Тим. 1:1-2). Далее, автор хочет заставить читателя поверить, что вопрос о безошибочности Библии появился лишь в последние пару веков, тогда как для самих библейских авторов он как будто бы был несущественным. То есть, они видели в Писании душеполезность, но не утверждали, что оно абсолютно верно во всех исторических деталях, которые оно сообщает. Шленкин пишет:
    Проблема в том, что вопросы о непогрешимости и безошибочности - это именно те вопросы, которые были навязаны библейской науке в эпохе Просвещения и модернизма. Сам вопрос "ошибки" или "неточности" - это те вопросы, которые характерны для модернистского понимания науки per se, которая есть эмпирическое и верифицирующее явление. Однако авторы Нового Завета жили в совершенно иной эпохе. <…> Другими словами, вопрос о безошибочности и непогрешимости Писаний - эта повестка, которая была навязана христианам эпохой модернизма.
Однако мы склонны не согласиться с такой оценкой. Если авторы Нового Завета и не уделяли большого внимания вопросу о непогрешимости Писания, так это только потому, что данная истина не вызывала у них ни малейшего сомнения. Их благочестивое сознание не могло допустить и мысли, что Писание может ошибаться хотя бы в одном слове. В конце концов, догмат непогрешимости Слова Божьего был многократно утвержден и ясно прописан еще в Ветхом Завете:
    Пс. 118:138 «Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина».
    Пс. 18:8-10 «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны…»
    Пс. 30:5 «Всякое слово Бога чисто…»
    Пс. 17:31 «…чисто слово Господа…»
    Пс. 11:7 «Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».
    Пс. 92:5 «Откровения Твои несомненно верны…»
    Пс. 110:7-8 «…все заповеди Его верны, 8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте».
Именно поэтому апостол Павел и мог сказать:
    Деян. 24:14 "...я действительно служу Богу отцов, веруя всему, написанному в законе и пророках..."
Именно поэтому и Христос говорил:
    Иоан. 10:35 «…не может нарушиться Писание…»
    Лук. 24:25 "О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!"
Если преподаватель СПХУ пишет такие вещи, а баптистский вебсайт «Слово для тебя» их с готовностью распространяет, то у меня напрашивается один вывод: либеральная война с непогрешимостью Писания в России жива и здравствует.

Кстати, это не первый выпад против непогрешимости и исторической достоверности Писания из лагеря СПХУ. В моем журнале уже обсуждались заявления зав.кафедрой библеистики этого учреждения, Валерия Аликина, что Христос на самом деле якобы не говорил слов, которые ему приписывают евангелисты. Еще ранее я цитировал впечатление бывшей студентки СПХУ о том, что не так просто сказать, действительно ли Евангелие от Иоанна было написано Иоанном… – впечатление, которое, насколько я понимаю, создала своей лекцией преподаватель.

Когда подобные случаи множатся прямо на глазах, мне хочется воскликнуть: не ходите, дети, в Африку гулять пасторы, не направляйте никого на учебу в СПХУ!!! Просто подумайте, чему там научат ваших драгоценных овечек, которых поручил вам Христос!

Но вернемся к постингу Шленкина. Не знаю, был ли он навеян какими-то конкретными источниками или просто общим настроением, однако подобные аргументы звучат уже довольно давно. В частности, их приводили либеральные библеисты Роджерс и Мак-Ким в США. В 1970-е годы они опубликовали книгу «Авторитет и толкование Библии» (The Authority and Interpretation of the Bible), в которой нападали на традиционное представление о непогрешимости Писания. Как и брат Виктор, они утверждали, что учение о непогрешимости возникло в эпоху модернизма, однако ни Писание, ни историческое богословие Церкви не содержат этой доктрины. Роджерс и Мак-Ким говорили, что церкви нужно сконцентрироваться на понятии «авторитета» Писания и не сильно беспокоиться о том, что в Библии могут быть какие-то ошибки и неточности.

В ответ на их труд евангельский ученый Джон Вудбридж написал очень важное исследование «Авторитет Библии: Критика теории Роджерса/Мак-Кима» (“Biblical Authority: A Critique of the Rogers/McKim Proposal”), в котором он камня на камне не оставил от аргументов вышеупомянутых авторов. Он успешно продемонстрировал ошибочность их доводов на историческом, экзегетическом, богословском и философском уровнях. Роджерс и Мак-Ким так и не смогли ответить на его аргументацию.

Кстати, Международный совет по вопросам непогрешимости Библии (тот самый, который составил упоминаемое Шленкиным «Чикагское заявление о непогрешимости Библии») был созван в ответ на аналогичные нападки из лагеря Фуллеровской богословской семинарии.

UPD: К сожалению, позицию Шленкина поддержали некоторые другие известные лидеры русского и украинского ЕХБ: http://www.facebook.com/mykhailo.cherenkov/posts/258721904231284?comment_id=983984¬if_t=like


Comments have been disabled for this post.