hands of prayer

Присутствие Христа в проповеди

К сожалению, нередко приходится сталкиваться с тем, как некоторые христиане пренебрежительно относятся к проповеди. Происходит это по разным причинам. Православные и католики пренебрегают проповедью потому, что не относят ее к числу таинств, через которые подается благодать. Поэтому другие элементы литургии для них, как правило, имеют большую ценность, чем отдельно взятая проповедь. Харизматы уничижают проповедь, потому что делают акцент на излиянии Святого Духа, которое, по их мнению, с проповедью напрямую никак не связано. Поэтому в типичном харизматическом служении больший акцент делается на музыке, свидетельствах и исцелении, нежели на глубоком разъяснении Слова Божьего.

Однако не так относился к проповеди апостол Павел. Он настолько высоко ценил проповедь, что ставил ее на один уровень с самым ценным для иудеев духовным событием – храмовым богослужением. Апостол Павел неоднократно употребляет по отношению к проповеди такие слова и образы, которые относились к священнодействиям, которые совершали священники в Иерусалимском храме.

• К примеру, в Римлянам 1:9 он характеризует проповедь о Христе греческим словом латриа, то есть «богослужение» или «поклонение»: «Свидетель мне Бог, Которому служу [λατρευω] духом моим в благовествовании Сына Его…»

• В Римлянам 15:16 проповедника Евангелия он именует «служителем» – греч. λειτουργος – то есть человеком, который отправляет «литургию». Саму проповедь апостол называет «священнодействием» (греч. ἱερουργων). А людей, обращающихся к Богу в результате проповеди – «благоприятным приношением» Богу, что незамедлительно должно было напоминать первым читателям о ветхозаветных благоприятных жертвах. «…Быть служителем [λειτουργὸν] Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие [ἱερουργοῦντα] благовествования Божия, дабы сие приношение [προσφορὰ] язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». Кстати, раз плод проповеди «освящен Духом Святым», как сказано в данном стихе, значит, в проповеди действительно совершает Свое благодатное служение Святой Дух.

• Во 2-м Коринфянам 2:15-17 тот, кто «проповедует искренно» и «не повреждает Слова Божия» (ст. 17), сравнивается с «благоуханием Богу» – то есть, опять же, с храмовыми священнодействиями: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (ст. 15-16). Любопытно заметить, что здравая и искренняя проповедь является угодным Богу священнодействием независимо от того, принимают ее люди или нет: «…благоухание Богу в спасаемых и в погибающих…»

Итак, служение проповеди в Писании ценится очень высоко и рассматривается как самое настоящее священнодействие, в котором присутствует Дух Святой и через которое подается Его спасительная благодать.

То же самое представление отражено в раннем христианском предании. К примеру, в поучении «Дидахе», датируемом концом I в. н. э., сказано: «Чадо мое, о говорящем тебе слово Божье помни ночью и днем, почитай же его как Господа. Ибо где говорится о [Его] владычестве, там есть Господь» (греч. ὅθεν γὰρ ἡ κυριότης λαλεῖται, ἐκεῖ κύριός ἐστιν, Дид. 4:1). Иными словами, авторы этого документа верили, что в проповеди незримо присутствует Христос.

Интересно, а кто-нибудь сможет найти хоть одно место Писания, где крещение или евхаристия назывались бы священнодействиями?

Comments have been disabled for this post.