conference

Богодухновенность Писания: поиск богословского определения

igor-gerdov для alex-pro-1

Несколько лет назад я делал небольшое исследование на тему богодухновенности Библии. Вот некоторые определения такому богословскому понятию как "богодухновенность", которые мне удалось найти.

На самом деле, за последние полтора века было предложено немало определений богодухновенности. В одной из классических работ на эту тему, Бенджамин Уорфилд приводит следующее определение богодухновенности:

Богодухновенность – это…сверхъестественное воздействие, оказанное на святых писателей Духом Божьим, благодаря которому их произведениям была дарована Божественная достоверность (Benjamin B. Warfield. Inspiration // International Standard Bible Encyclopedia: В 4 томах / Под ред. James Orr. Grand Rapids: Eerdmans, 1939. Т. 3. С. 1473)

Данное определение не поясняет однозначно сам процесс воздействия Святого Духа на писателей, и на его основании некоторые могут обвинить Уорфилда в склонности к теории механической диктовки. Также фраза «…была дарована Божественная достоверность» оставляет вопросы относительно времени, когда была дана эта достоверность.

Карл Ф.Х. Генри дал более развернутое определение богодухновенности:

Богодухновенность – это сверхъестественное влияние Святого Духа, посредством которого святые авторы находились под Божественным присмотром, в то время как они записывали Писание. Также они были удерживаемы от ошибок и были направляемы в выборе используемых ими слов, которые соответствовали их уникальным персоналиям и стилистическим особенностям (Carl F.H. Henry. The Authority and Inspiration of the Bible // The Expositor’s Bible Commentary: В 12 томах / Под ред. Frank E. Gaebelein. Grand Rapids: Zondervan, 1979. Т. 1. С. 25).

Определение Карла Генри также не лишено изъянов. Как замечает Луис Ходжес, сам термин «влияние» может быть воспринят двусмысленно и интерпретирован, опять-таки, как что-то похожее на механическую диктовку (Loius Igou Hodges. Evangelical Definitions of Inspiration: Critique and a Suggested Definition // Journal of Evangelical Theological Society, № 37/1 (Март 1994): С. 107).

Другое определение было предложено известным апологетом Норманом Гайслером:

Богодухновенность – это мистический процесс, посредством которого Божественная Причина (Divine causality) действовала через людей-пророков, не разрушая при этом их индивидуальные особенности и стили, чтобы произвести Божественно авторитетные и безошибочные писания (Norman L. Geisler and William E. Nix. A General Introduction to the Bible – испр. и расшир. изд. Chicago: Moody Press, 1986. С. 39).

В определении Гайслера есть еще больше слов, которые можно понять двусмысленно («мистический процесс», «Божественная причина», «действовала через людей»). Поэтому, такое определение также не является исчерпывающим.

Возможно, такая настойчивость и доскональность при поиске определения кому-то могут показаться излишними. На самом же деле, мы вынуждены стремиться к такой точности и доскональности, поскольку некоторые полагают, что богодухновенность характеризует лишь конечный результат авторского труда, а другие, что богодухновенность характеризует только автора, а его произведение лишь в том смысле, что оно написано богодухновенным автором. Обе этих концепции имеют серьезные недостатки. Первая позиция может натолкнуть на мысль о том, что авторы Писания выступали лишь в роли секретарей, или что их произведения были вдохновлены Святым Духом после того, как они их написали. Вторая позиция также чревата многими опасными выводами. Следуя высказанному в ней утверждению, можно заключить, что существуют или существовали такие книги, которые были написаны богодухновенными апостолами, и которые не сохранились до сегодняшнего дня. Такой вывод будет ставить под сомнение вопрос Канона Писания.

Наиболее полноценное и всестороннее определение нам удалось найти в статье Луиса Ходжеса:

Графическая (письменная) богодухновенность – это действие, посредством которого определенная Богом часть Его особого откровения была переведена в постоянную, авторитетную, письменную форму через сверхъестественное участие Святого Духа, Который обычно действовал одновременно и слитно со спонтанными мыслительными процессами, литературными стилями и личными особенностями некоторых избранных Богом людей, так что результатом их особых усилий явилось (во всей полноте) само Слово Божье (как идеи, так и конкретные слова), завершенное, непогрешимое и безошибочное в оригинальных рукописях (Hodges. Evangelical Definitions of Inspiration. С. 107).

Данное определение избегает недостатков предыдущих и более ясно описывает соучастие Святого Духа и человеческих авторов в процессе записи Божественного откровения.

Comments have been disabled for this post.