hands of prayer

"В погоне за ветром", размышления над книгой Екклесиаст

Тимур Расулов для alex_pro_1

17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – погоня за ветром
18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл.1:17-18)

Восемь глав книги Притч так чудесно говорят о преимуществах мудрости над глупостью. Тогда почему такой вывод?! Что, и поиск мудрости – погоня за ветром?!

Чтобы понимать, почему он делает такие выводы нужно помнить общий контекст этой книги. Соломон ищет смысл жизни, ищет то, что принесет ему конечное удовлетворение от жизни. И как мы видим, свою исповедь он начал с описания своей погони за знанием, мудростью, интеллектуальным превосходством над остальными. Что было не так? А вот что:

Его поиск мудрости в книге Еккл. не был поиском Бога! Он занял свой ум исследованием того, что есть мудрость, глупость, но, как выяснилось, это исследование не принесло ему удовлетворения потому, что поиск мудрости отдельно от поиска Бога, отдельно от отношений с Богом, отдельно от поклонения Ему – это суета и погоня за ветром!

Чему предал сердце свое Соломон? Соломон предал сердце, чтобы исследовать мудростью все, что делается под небом, и предал сердце свое чтобы познать мудрость и глупость, но не сказано, что он предал сердце свое чтобы искать лица Божия, познать Бога, как его отец.

Как то, чему он предал свое сердце, отличается от того, чему предал свое сердце Давид! Нет смысла в этой мудрости, если в итоге я чувствую себя у разбитого корыта. Нет радости, нет мира, не удовлетворения. Душа мечется и никак не найдет покой. Интеллектуальное превосходство не дает покой! Накопление знания, хоть даже самого правильного не дает покой!
Вот я – самый распрекрасный, наимудрейший, на всю планету знаменитый, и что?! Мои накопления мудрости и знания – это погоня за ветром. Я - великий мудрец, я могу научить любого, как правильно жить, я могу ответить на самые сложные вопросы, я знаю больше Давида, но… почему мне так плохо?

18…. во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Еккл.1:18)

Почему конец этих исследований – скорбь? Я предал этому сердце, чтобы быть счастливым. Я хотел обрести радость от этих исследований и познаний. Почему мне так плохо?

Ответ на этот вопрос простой. Объектом исследования и познаний Соломона был МИР и ЖИЗНЬ, а не Бог. И закончилось все тем, что он очень ясно осознал, что такое МИР и ЖИЗНЬ. Он, как философ, хотел познать реальность и он ее познал!
Он познал, что реальность УРОДЛИВА! Он сорвал маски с этого мира. Он увидел таким, каким тот является на самом деле, без Голливуда, без рекламы, без показухи, без прикрас, без макияжа! И дальше по книге он делится своими многочисленными наблюдениями, открытиями об этом мире. Они все уродливы.

Он отдал сердце свое познанию вот этой уродливой реальности! И как же после этого он должен был себя чувствовать?! Если вы изучаете труп, то какую радость от взаимодействия с ним вы ожидаете? Если вы изучаете нечто уродливое, то вы возрастаете в познании уродливости.

А его отец Давид отдал сердце свое познанию Бога. Один возрастал в познании уродливости, другой в познании красоты. Один возрастал в познании глубины грехопадения людей, всех пороков общества, обширности зла и несправедливости и всего того чем наполнен этот мир. Другой возрастал в познании величия, милости, любви, верности, святости и всего чем наполнен Господь. И Давид знал не меньше о греховности человека и мира, но его любовь к Богу и богопознание вымывали из сердца печаль и скорбь, возникающие от большой мудрости и познания. Он знал Кому отдать все свои страхи, разочарования и печали, а взамен принять покой и радость.

Comments have been disabled for this post.