hands of prayer

В двойное предопределение верят все

Некоторые считают, что одно из существенных отличий между кальвинизмом и арминианством заключается в том, что кальвинисты верят в двойное предопределение, а арминиане - не верят. Однако подобное утверждение ошибочно как минимум в двух аспектах. Во-первых, в двойное предопределение верят все: и кальвинисты, и арминиане, -- просто те и другие по-разному понимают характер этого предопределения. Во-вторых, основных позиций в отношении предопределения на самом деле не две, а три. Об этом -- следующий маленький отрывочек из книги "Замысел Вседержителя":

Cover Zamysel

В-третьих, за «пятью пунктами кальвинизма» – по крайней мере, в их первоначальной, дортской, трактовке – стоит инфралапсарианская позиция[1]. Что это означает и на что влияет? Разница между супралапсариями и инфралапсариями заключается не во времени Божьего решения о предопределении, как неточно указывают некоторые авторы[2]. Как супра-, так и инфралапсарии верят, что предопределение произошло до сотворения мира. Речь идет исключительно о логическом порядке Божьих решений. Главное различие между этими двумя позициями сводится к вопросу о двойном предопределении.

Согласно супралапсарианству, Бог сначала решил спасти одних и осудить других, а потом – допустить грехопадение. Из такой схемы Божьих решений логически вытекает доктрина двойного безусловного предопределения,
ведь в таком случае получается, что Бог из нейтрального состояния одних безусловно предопределил ко спасению, а других – безусловно же предопределил к погибели.

Согласно инфралапсарианской схеме, логический порядок  (подчеркиваем, что речь идет именно о логическом, а не хронологическом порядке) Божьих решений иной. Бог сначала решил допустить грехопадение всех людей, а потом – некоторых из них избрать ко спасению. В результате получается, что Бог из предузнанного Им состояния погибели совершил одностороннее избрание – ко спасению. Доктрина двойного предопределения таким образом исключается.

Если говорить точнее, инфралапсарианский порядок Божьих решений исключает двойное безусловное предопределение. В инфралапсарианской схеме предопределение ко спасению – безусловное, не зависящее от предведения дел, веры, стойкости или каких-либо других способностей человека. Что же касается предопределения к погибели, то встречаются два подхода. Некоторые не признают предопределения к погибели ни в каком смысле и говорят лишь об «оставлении» грешников на погибель (репробации) как пассивном событии. Другие говорят об условном предопределении к погибели, основанном на предузнании человеческой греховности (так, например, учил сам Кальвин; см. выше). Условное предопределение к погибели в инфралапсарианской схеме подобно условному предопределению ко спасению в арминианстве – и то, и другое основано на предведении Богом определенных качеств или поступков человека в будущем. Однако инфралапсарианство отличается от арминианства тем, что предопределение ко спасению в нем безусловное, что сохраняет Евангелие от элемента человеческих заслуг. Три основных взгляда на природу предопределения можно представить в виде следующей таблицы:


Предопределение ко спасению Предопределение к погибели
Супралапсарианство безусловное безусловное
Инфралапсарианство безусловное условное
Арминианство условное условное





[1] На этот очевидный факт указывает также Shedd. Dogmatic Theology. С. 320. Примеч. 14.
[2] Напр., Прохоров. Тайна предопределения. С. 113.


___________________________________________
Приобрести книгу "Замысел Вседержителя":

Файл ePub на iTunes
Файл mobi на Амазоне (Kindle)
Бумажный экземпляр почтой
___________________________________________

Посмотреть другие ресурсы от соавторов данного блога


Comments have been disabled for this post.