hands of prayer

Приоритетность Божьего избрания перед человеческим решением

Эта идея настолько важна для Евангелия, что Павел к ней еще раз возвращается в 11-й главе того же послания. В Римлянам 11:5-6 он объясняет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело». Павел говорит о временах пророка Илии (ср. ст. 2-3), когда пророку казалось, что весь Израиль отвратился от Господа и ушел в идолопоклонство. Однако Божий ответ уверяет его, что не весь, так как Господь «…соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом» (ст. 4). Вот он – благочестивый остаток, верный Господу.

Cover Zamysel

Заметим, что сохранение остатка выразилось в том, что семь тысяч человек сохранили веру в Яхве и не стали поклоняться Ваалу. Это и есть то самое «дело», о котором Павел пишет в 6-м стихе. Как и во многих других местах, апостол Павел использует слово «дело» в самом широком смысле: по отношению к вере в Яхве, сохранению верности и чистоте от идолопоклонства.

Но в результате чего эти люди сохранили веру в Яхве? В результате своих дел, своих желаний или своего усердия (ср. «дела», «желающий», «подвизающийся» в Рим. 9:12, 16)? Иными словами, что первично: воля этих людей или решение Бога? Павел дает два ответа, которые не оставляют сомнений в том, что решение Бога – это причина, а воля людей – следствие. Во-первых, он цитирует слова Бога, сказанные Илии: «Я соблюл Себе семь тысяч человек…» (Рим. 11:4). Не они сохранили веру в Яхве, а Яхве сохранил их для веры в Него. Божье решение первично. Во-вторых, Павел говорит, что и в его время остаток верующих израильтян сохранился «…по избранию благодати…» (ст. 5). Иными словами, и сейчас есть израильтяне, которые уверовали в Мессию. И тут же поясняет: раз по благодати, то не по их собственным делам, качествам, желаниям и устремлениям, иначе благодать не была бы уже благодатью (ср. ст. 6). То, что некоторые израильтяне уверовали в Мессию – это результат «избрания благодати». Вновь видим, что избрание первично, а решения человека – вторичны.

Приобрести книгу:
Файл ePub на iTunes
Файл mobi на Амазоне (Kindle)
Бумажный экземпляр почтой

Comments have been disabled for this post.