hands of prayer

Нет ничего нового под солнцем

В Англии XIX-го века было три основных церковных направления, которые можно условно назвать, соответственно, евангельским, либеральным и ритуалистическим. Их более точные исторические названия: евангелики, Широкая Церковь и трактариане. Если присмотреться повнимательнее, то те же самые направления можно найти в современном русскоязычном протестантизме.

Евангелики подчеркивали в своем учении заместительное искупление, оправдание одной только верой, чтение Библии и практическое благочестие. В начале XIX-го века еще ощущалось евангельское влияние духовного пробуждения под руководством Уэсли и Уитфильда, а в конце уже с новой силой и свежестью громыхал голос Сперджена. В рамках этого крыла зародилось движение воскресных школ, обеспечивающих духовное наставление и начальное образование для детей, а также миссионерское движение.

Так называемая Широкая Церковь (латитудинарии) представляла собой либеральное, или модернистское, крыло. Под влиянием немецкой библейской критики Широкая Церковь принимала новомодные теории и выискивала в Библии ошибки, к примеру, епископ Коленсо подвергал сомнению Моисеево авторство Пятикнижия. В ней делался упор на интуитивном осознании божественного. Учение о грехопадении и искуплении игнорировалось или минимизировалось.

Весьма любопытно как явление в протестантском мире трактарианство (или Оксфордское движение). Это ритуалистическое крыло Церкви Англии, представители которого подчеркивали реальное физическое присутствие Тела и Крови Христовых в причастии, апостольскую преемственность и большую ценность церковных ритуалов и литургии. Название «трактарианство» берется от «Трактатов для нынешних времен», которые издавал один из ранних лидеров этого движения, Джон Генри Ньюман. Кстати сказать, Ньюман начинал как ритуалистически и мистически настроенный англиканин, однако затем перешел в католицизм. От начала публикации «Трактатов» до его воссоединения с Католической церковью прошло 12 лет. Двенадцать лет его духовной эволюции. Надо заметить, что за Ньюманом последовали в католицизм еще 875 представителей этого движения.

Против ритуалистического сегмента – трактариан – выступал Сперджен. А англиканин Райл писал по этому поводу:
    «Младенец легко успокаивается, стоит ему подать машинку, куклу или красивую погремушку – если он, конечно, не голоден. Но если ребенок проголодается, то его уже ничто не успокоит, кроме настоящей пищи. Так и душа человека. Музыка, цветы, свечи, благовония, знамена, пышные процессии, красивые одеяния и прочая атрибутика при определенных условиях ее удовлетворяют. Но стоит ей пробудиться от сна, и она понимает, насколько это все ничтожно и мертвенно. Увидев свой грех, душа не успокоится, пока не повстречается с живым Спасителем» (Райл Дж. Святость).


Comments have been disabled for this post.