Коля 2

18 духовных даров: вера, исцеления, и чудеса

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



В своей прекрасной экспозиции 1 Коринфянам 12-14, д-р Роберт Томас даёт описание 18 духовных даров. Следующие три дара: вера, исцеления и чудеса. 

Дар веры

В 1 Кор. 12:9-10 дар веры стоит первым в катего­рии, включающей - кроме него - исцеления, чудотворения, пророчество и различение духов. В церкви I века эти дары были средствами подтверждения от­кровений, полученных от Бога через дары мудрости, знания, апостольства и пророчества. Дар веры име­ет наиболее широкий смысл, он, по сути, объединяет прочие дары подтверждения, которые действуют на основе веры, проявляемой одаренным человеком.

Павел снова говорит о даре веры в 1 Кор. 13:2: «если имею всю веру так чтобы горы передвигать». Скорее всего, он имеет в виду слова, сказанные Иису­сом о вере «с горчичное зерно», при помощи которой можно передвинуть гору (Мф. 17:20), о вере без сомне­ний, которой достаточно, чтобы ввергнуть гору в море (Мф. 21:21; Мк. 11:23). Вера была тем средством, к  которому прибегал Иисус для преодоления препятс­твий Своему служению. Дар веры был средством, при помощи которого некоторые из членов ранней церкви преодолевали препятствия своему служению Христу.

Этот дар состоял в особой способности верить Богу до такой степени, что Он чудесным образом устранял преграды на пути распространения благой вести. Иног­да Он делал это исцелением, иногда - другими чудеса­ми, как, например, ослепление Елимы волхва (Деян. 13:11-12). Дар веры действовал и иными способами.

На пути в Рим Павел сказал своим спутникам: «Я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деян. 27:25; ср. 27:34). Бог открыл ему через ангела, что в эту сильнейшую бурю никто на корабле не погиб­нет (Деян. 27:22-24). Через дар веры Павел принял сообщение как истинное, хотя с человеческой точки зрения надежды на спасение не было. На основе этой веры он сделал пророчество о спасении. Моряки были готовы сделать глупость (см. Деян. 27:30), которая по­мешала бы Павлу прибыть в Рим и выполнить свое предназначение, но вера, которой неуклонно держался Павел, и исполнение его пророчества, снискали Павлу и его миссии доверие со стороны команды.

Конечно, именно через веру в Христа человек спа­сается, и эта вера должна быть правилом жизни каж­дого чада Божьего. Но вера к спасению и христиан­ский образ жизни не то же, что дар веры. Дар веры действовал на заре истории церкви, когда апостолам и пророкам Бог давал прямое откровение, которому требовалось несомненное сверхъестественное под­тверждение. Этот дар вышел из употребления вместе с другими дарами подтверждения, но вера к спасению и основанная на вере жизнь христианина остаются не­отъемлемой чертой правильных отношений с Богом.

Дар(ы) исцеления(й)

То, что дар исцеления принадлежит к категории даров, объединенных даром веры, совершенно очевид­но, поскольку проявление этого дара основывалось на внутренней уверенности в том, что Бог необычным об­разом исцелит от болезни. Однако дар не охватывает всего спектра даров в данной категории, поскольку он ограничивается сферой немощи и болезни.

Дар исцеления не исключал нужды в человечес­кой науке эффективного исцеления по-средством ме­дикаментозного или хирургического лечения. Лука, соратник Павла, был врачом и, по всей вероятности, служил ему в этом качестве. Однако дар исцеления не однозначен деятельности врача, — он состоял в физическом исцелении посредством духовной силы. «Дары» и «исцеления» во множественном числе ука­зывают на разнообразие бо-лезней, против которых действовал этот сверхъестественный дар.

Дар исцеления был одним их таких даров, кото­рый человек, владеющий им, не мог использовать без разбора. Его использование должно было сопровож­даться уверенностью в воле Божьей на исцеление в данном конкретном случае. Воля Божья была на то, чтобы хромой при дверях храма был исцелен Петром (Деян. 3:6), но воли Божьей не было на то, чтобы уда­лить от Павла болезнь зрения, которая была жалом в его плоти (2 Кор. 12:8-9).

Эффектное выздоровление происходило, ког­да это соответствовало Божьему замыслу. Хромой был исцелен (Деян. 3:6-8) открыто, что привело в изумление и привело внимание. Именно это собы­тие обеспечило Петру слушателей, когда «весь на­род сбежался» к нему и Иоанну (Деян. 3:11). Этот акт исцеления послужил удостоверением значимос­ти Петра для слушателей. «Совершающий подобные чудеса наверняка выступает от имени Бога и говорит то, что нам хочет сказать Бог», - так рассуждали свидетели происшедшего.

Так было и в других случаях, когда апостолы чу­десным образом исцеляли людей. Так было во время земной жизни Иисуса, «засвидетельствованного от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него» (Деян. 2:22). Очевидно, что це­лью этого дара было привлечь внимание к исцеля­ющему, указать на него, как на представителя Бога, и удостоверить Божье одобрение сказанного им. Вне всяких сомнений, именно таково предназначение дара в первом случае его использования, отраженном в Книге Деяний апостолов (Деян. 3:8-9,11-13; 4:1-2,9- 10,14,16).

Слишком часто назначение дара исцеления по­нималось людьми неправильно. Они ошибочно пола­гали, что цель дара в том, чтобы давать людям здо­ровье. Если бы его цель была в этом, следовало бы признать, что она явно не достигнута, так как дар был применен к очень небольшому количеству боль­ных, и к тому же все исцеленные, в конце концов, умерли. Здоровье - не более чем второстепенное, до­полнительное благо от применения дара. Основное его предназначение - подтверждение.

Дары подтверждения были необходимы на этапе радикальных изменений, связанных с передачей новозаветного откровения. Были необходимы средства распознания истинного сообщения от Бога среди множества сообщений поддельных. Без таких эффектных средств радикальный отход от прошлого был бы невозможен. Бог использовал такие средства и в другие критические моменты библейской истории, например, во время Моисея и Аарона, и также во время Илии и Елисея. Такие чудесные проявления имели прецедент в библейской истории.

Дар не следует смешивать с обетованием исцеле­ния в ответ на молитвы народа Божьего (Иак. 5:15). Новый завет говорит о трех типах физического исце­ления: (а) естественном - 1 Тим. 5:23; (б) сверхъес­тественном, в ответ на молитву - Флп. 2:27; и (в) ха­ризматическом, через посредство дара - 1 Кор. 12:9. Молитва о физическом исцелении является привиле­гией и обязанностью всех христиан и не связана с да­ром исцеления.

В отличие от дара исцеления, исцеление по мо­литве не удостоверяет Божьего посланника или ис­тинность его слов, а приносит славу Богу. Исцеления в ответ на молитву продолжают происходить и сейчас, но эпоха целителей, уполномоченных Богом передать Его прямое откровение, завершилась. В наше время, сказанное телу Христову подтверждается записанным Словом Божьим. Именно в нем содержится средство проверки.

Все, что выдается в наше время за проявления дара исцеления, имеет одно из следующих объясне­ний. Это психосоматическое излечение, мистифика­ция, обман сатаны или исцеление по молитве. Ни одно из четырех не является проявлением дара исцеления, действовавшего в эпоху ранней церкви.

Дар чудотворения

«Чудотворение» (1 Кор. 12:10) - это еще один из даров подтверждения дара веры. Он объясняет чудеса, отличные от тех, которые совершаются через дар исцеления. Это еще один способ проявления дара веры. Воскрешение умершего человека (напр. Деян. 9:40) не является собственно исцелением.

Павел проявил дар чудотворения при ослеплении Елимы (Деян. 13:8-11). Это было средством привлече­ния внимания к его словам (Деян. 13:12). Как и дру­гие дары подтверждения, чудеса служили цели под­тверждения полномочий и слов Божьих посланников. Силы, чудеса и знамения удостоверяли богодухновенность слов, сообщаемых посредством таких даров откровения, как апостольство и пророчество. В дни ранней церкви они происходили нередко. Греческое слово dynameis, переведенное как «силы» в сочетании «силы, чудеса и знамения» (Деян. 2:22), определяет в Евангелиях чудеса, совершенные Иисусом (см. Мф. 11:20-21,23; 13:58; Мк. 6:2; Лк. 10:13; 19:37), а в Кн. Деяний и посланиях чудеса, совершенные апостола­ми и другими первыми христианами (см. Деян. 8:13; 19:11; 2 Кор. 12:12; Гал. 3:5; Евр. 2:4).

Этот дар был предназначен исключительно для подтверждения полномочности Божьих посланников и их слов. Не существовало нормативного документа, который давал бы возможность проверить истинность того, что они говорили. Дар был средством привлече­ния внимания слушателей, основанием для доверия к сказанному и таким образом способствовал распро­странению Евангелия на начальном этапе истории церкви. После завершения Божьего откровения в да­рах подтверждения более не было нужды.

Прекращение действия дара не исключает возмож­ности чудес по Божьему провидению и в последующее время. После того, как был записан Новый завет, чу­деса происходили и продолжают происходить. Однако Богу более не угодно использовать чудотворцев таким
же образом, как Он делал это при откровении истины нового завета. Время чудес не закончилось, эпоха же чудотворцев завершилась.



Comments have been disabled for this post.