luther

Немного о герменевтике

igor-gerdov для alex-pro-1

Один из популярных трендов современной литературы по библейскому богословию (т.е. богословию либо отдельной книги Библии, либо отдельной части (напр. ВЗ/НЗ), либо всей Библии) – это умение находить прообразы и связывать различные части канона между собой. В западной литературе это часто называется "типологией" (typology – от греч. τύπος - прообраз, образ). Например, ВЗ жертвы были прообразами, указывающими на жертву Христа, или Бытие 22 о готовности Авраама принести в жертву своего "единственного" сына (22:16) типологически указывает на Христа и на то как Бог отдаст Своего единородного Сына. В общем-то, иногда такие сравнения полезны и эти выводы можно подкрепить библейскими текстами.

Однако, все становится намного сложнее, когда люди начинают называть прообразами то, что Библия таковыми никогда не называет. Одна из самых распространенных тенденций ковенантного богословия и его разновидностей (напр. достаточно новый взгляд "прогрессивный ковенантализм") – считать Израильский народ и обетованную землю прообразами, которые находят свое полное исполнение во Христе (или "во Христе и через Христа на новой земле"). В результате чего, по мнению ковенантов прообраз поглощается исполнением прообраза и перестает иметь какую-либо значимость. Повторюсь, когда многие ковенанты говорят о толковании ВЗ пророчеств о будущем национальном восстановлении Израильского народа в обетованной земле, во многих случаях вы найдете указания что и народ и земля были прообразами, которые нашли свое полное исполнение во Христе (т.е. были поглощены исполнением, перестали существовать и иметь какую-либо значимость).

Когда толкователи говорят об "исполнении во Христе" о "Христологическом" толковании –  это звучит очень благочестиво. Но всегда ли это правильный подход к толкованию? Писание действительно говорит, что во Христе все обетования Божии "да" и "аминь" (2 Кор 1:20). Но значит ли, что Христос стал исполнением абсолютно всех таких "прообразов" причем так, что эти "прообразы" прекратили свое существование?

Немного примеров, где эта цепочка рассуждений не работает. Многие видят брак прообразом отношений Бога со своим возлюбленным народом. Говорится, Бог создал брак, чтобы язык, которым Бог описывает отношения со Своим народом мог существовать и был бы нам понятным. Да и аминь. Если все прообразы исполняются во Христе и прекращают свое существование, почему брак все еще существует и прекратит свое существование только в вечности?

Христос назван будущим грядущим пророком (Втор. 18; ср. Ин. 1:45; 6:14), однако в эпоху НЗ после пришествия Христа еще существуют пророки. Хотя Христос "Пророк" с большой буквы исполнение этого "прообраза" не прекратило существования самого служения пророков. Примечательно, что ковенанты нередко применяют аргумент полного "исполнения" к священству и жертвоприношениям, указывая на Христа как на исполнение этих прообразов и невозможности буквального исполнения пророчеств о будущем храме (Иез. 40-48). Если Христос "Пророк, Священник и Царь" обязательно ли это означает, что все эти служения прекращают свое существование после его воплощения? Если это не работает в отношении пророков, то почему следует исключать возможность восстановления священства в будущем храме?

Ну и немного "радикальных" примеров. Христос назван "последним Адамом" (1Кор. 15:45), однако никто не говорит, что во Христе само творение "человек" находит свое полное исполнение так что перестает существовать. Христос назван "Словом" (Пролог Евангелия от Иоанна, Евр. 1:1-2), однако вряд ли кто будет утверждать, что записанное Слово типологически исполнилось в Слове воплощенном и перестало существовать или иметь какую-либо значимость.

Поэтому, можно предположить, что "исполнение с прекращением существования прообраза" зачастую применяется выборочно. И кажется, что этот выбор в большинстве случаев обусловлен не явнами указаниями библейских текстов, а необходимостью или традицией богословской системы. В случае ковенантного богословия – это нежелание признавать будущее национальное восстановление Израиля и буквальное исполнение обетований о земле.

Comments have been disabled for this post.