maks-korol-1

Можно ли христианам клясться?

maks_korol для alex-pro-1    Индийский фермер Кайлаш Сингх очень хотел, чтобы у него родился сын-наследник, который никак не рождался. В возрасте 38 лет в 1974 году, Кайлаш поклялся, что не будет мыться до тех пор, пока у него не родится наследник мужского пола. За последующие 37 лет в семье Кайлаша родились семеро детей, и все - дочери.

Как нам относиться к клятвам? Нужно ли вообще клясться? Является ли грехом произнесение клятвы? Проявляем ли мы неверность Богу, когда клянемся, например, своей жизнью? Мы с вами знаем, что на эти вопросы предлагают разные варианты ответов.
Лично я читал об различных случаях касательно отношения верующих к клятвам: одних хвалили за верность Богу, когда они отказывались произносить клятвы, а других наоборот, поощряли клясться. Одних отлучали с церкви за то, что они произнесли клятву в армии (страны на постсоветском пространстве), а других хвалили за соблюдение законов государства (западные страны).
И вот для того, чтобы нам понять, как относиться к клятве, давайте мы посмотрим, как Иисус Христос во время земного служения относился к клятвам.

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».  (Матф.5:33-37)

На основании данного отрывка Писания, предлагаю посмотреть на два повеления Иисуса Христа, которые помогут верующему правильно относиться к клятвам.

Первое повеление заключается в том, что
Нельзя искажать Божье понимание клятвы
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным." (Матф.5:33-36)
Прочитав данный отрывок, у нас, на первый взгляд, может создаться впечатление, что Иисус Христос категорично запрещает клясться. На самом деле Иисус данными словами косвенно обличает фарисеев за их искажение заповедей о клятвах. Заметьте, Он говорит:
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Данного утверждения нет в Священном Писании, но оно является комбинацией из нескольких стихов ВЗ (Лев.19:12; Чис.30:3; Втор.23:21-23), которые говорят о наказании тех, кто нарушает клятву, данную Богу.

Через эти повеления Бог ясно дал понять Своему народу, что Ему ненавистны ложные клятвы и людям, живущим по заповедям Бога, непозволительно лукавить, когда они клянуться именем Божьим. Зная наизусть вышепрочитанные стихи, фарисеи очень снисходительно относились к учению о клятвах. Многие из них занимались если так можно выразиться, религиозным словоблудием. То есть, в конкретном случае для того, чтобы оправдать какие-то греховные пороки, они начинали придумывать отходные пути и далее мы увидим какие.

Что означает слово «клятва»? – это торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается (Ожегов, Никифор). Клятва в израильском народе воспринималась как абсолютная истина и оканчивала всякий спор, потому что призывала суд на нарушителя слова. И мы с вами знаем, что Господь позволял клясться Его именем, Авраам скрепил свое обещание царю содомскому клятвой Богу, более того, сам Бог клялся своим именем.

Так почему Иисус, зная эти факты, запрещает клясться? Дело в том, что фарисеи исказили Божье понимание клятвы. Божьи предписания очень часто нарушались евреями, которые клялись по любому незначительному поводу и употребляли клятву Богу в обычных разговорах. И вот для оправдания этого греха фарисеи придумали целый ряд уловок, ложно говоря евреям о том, что карается та ложная клятва, в которой употребляется имя Бога. Но при этом по словам Мишны (устный закон иудеев), клятвы небесами, землей и собственной головой рассматриваются как необязывающие к выполнению. Другими словами, так как Закон Моисея детально не говорит о том, чем можно клясться, то фарисеи придумали различные уловки, которые помогут им достичь желаемого и обойти закон. Поэтому они считали, что можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой и прочим, и что якобы такая клятва безгрешна, так как позволяет ловко обойти Закон. Таким образом, фарисеи специально использовали такие клятвы, потому что они помогали им обмануть или ввести в заблуждение людей.

Во свете такого истолкования нам становится понятно, почему Иисус так категорично говорит следующие слова:
А Я говорю вам: не клянись вовсе:
             - ни небом, потому что оно престол Божий;
             - ни землею, потому что она подножие ног Его;
             - ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
             - ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

В данном случае слова Спасителя "не клянитесь вовсе" не нужно понимать, что Иисус вовсе против клятвы как таковой. Но Иисус говорит в том смысле, что не нужно разным способом клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Иными словами, не нужно в разных формах, видах, вариантах клянуться указанными вещами, потому что небо, земля, Иерусалим, голова по сути принадлежит Богу, а следовательно, клясться этими вещами, значит клясться Божьим авторитетом и властью над тем, что принадлежит Ему. Своим категорическим отрицанием клятв Иисус Христос отвергает всякие лазейки и исключения, искажающий первоначальный смысл этих заповедей.

Однажды у одного еврея попросили купить лекарство для тяжелобольного ребенка и как можно быстрее его принести. В привычной манере, еврей поклялся своей головой, что обязательно купит все необходимое для лечения и быстро принесет средство, которое поможет мальчику выздороветь. Естественно, ему поверили, так как он поклялся своей головой. Через день мальчик (пауза) умер, потому что еврей, которому дали деньги купить лекарство, не пришел, но сбежал с деньгами.
Известная пословица гласит: «Люди клянутся потому, что часто они - лжецы».

Иисус Христос прекрасно знал о лукавстве фарисеев. И Он весьма категорично относится к такой практике клятв и стремится научить народ, чтобы они не брали пример с фарисеев. В Матф.23:16-22 Иисус, называя фарисеев лицемерами, говорит:
«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.  Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?  Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем».

Так и нам, драгоценные братья и сестры, очень важно наблюдать за своими словами, за обещаниями, которые мы даем своим ближним. Помним, что Иисус выступает не против клятвы в общем, но Он осуждает искажение Писания людьми касательно клятв. Нам нельзя клясться ни своей жизнью, ни мамой («мамой клянусь»), никакой частью своего тела или Божьего создания, потому что это все по факту принадлежит Господу. Мы не имеем над этим никакой власти. В отличие от неверных Богу фарисеев, нам нужно избегать всякого лукавства и хитрости в своих словах.
Второе повеление, которое поможет верующему правильно относиться к клятвам заключается в том, что нам нужно
Жить так, чтобы вообще не клясться
Заметьте, Иисус говорит:
"Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого." (Мат.5:37)
По всей видимости люди начали давать клятвы для того, чтобы заверить других в своих честных намерениях. Но как мы уже видели выше, клясться можно было только Богом. Например, мы это видим в жизни Авраама: “Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли" (Быт. 14,22). Также мы видим, что Бог, признавая клятву, клянется Сам Собою. “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык” (Ис.45:22-23).

Поэтому, Иисус осуждая искажение понятия клятвы фарисеями, говорит: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Данными словами Иисус Христос ярко показывает, что по сути, человек может обойтись без клятв даже перед Божьим лицом, ему достаточно сказать либо «да» либо «нет». Но если он ввиду своего лукавства и нечестных намерений снова будет употреблять знаменитые клятвенные формулировки фарисеев, то есть, говорить «сверх этого», то это от лукавого.

Мученик Аполлоний (180 г. по Р.Х.) сказал своему судье, что произносить клятву для христианина есть нечто постыдное, и тут же прибавил: «Если ты желаешь, чтобы я поклялся, что мы почитаем императора и молимся за его управление, то я принесу достоверную в этом клятву перед истинным Богом». И вы знаете, что сделал судья с Аполлонием после такого ответа? Он назвал его слова превосходными.

Так и нам важно с мудростью относиться к клятве. Мы с вами знаем, что Священное Писание не запрещает клясться именем Божьем или перед Богом (Авраам, пророки, апостолы), но это не должно нас навести на мысль, чтобы каждое свое слово мы подтверждали клятвой.
Кроме этого, важно понимать, что в славянском контексте понятие «клятвы» имеет огромное значение. Но так как не все христиане понимают суть или значение клятвы, то для подтверждения своих намерений, нам лучше употреблять слово «обещаю», дабы не быть камнем преткновения для своего брата или сестры.

И тем не менее, Иисус нам показывает, что человек должен вести такую жизнь, словам которым люди будут доверять. Он должен быть честным и искренним в каждом произносимом слове. Для того, чтобы исполнить обещанное, не нужно клясться, божиться – нужно всего лишь относиться ответственно к своим словам. Иисус показывает, что гарантом в исполнении слова является не столько клятва, сколько верность человека к тому, что он говорит.
Крейг Бломберг в своем комментарии «Ветхий Завет на страницах Нового» пишет, что «цель верующего быть настолько верным своему обещанию, чтобы клятвы не были нужны вообще».

Дорогие братья и сестры, нам нужно отдавать отчет в своих словах. Никогда не надо давать поспешных обещаний, исполнение которых вызывает у нас затруднение. Некоторые христиане подобно фарисеям, занимаются казуистикой, то есть, искусно изощряются в различных словесных конструкциях для того, чтобы оправдать свою безответственность в исполнении того или иного обещания. Нам нужно жить так, чтобы наши слова, наши обещания были восприняты людьми без всяких клятв.

Джон Мак-Артур, комментируя данное место, говорит: «Абсолютное и неизменное Божье требование – истина и искренность во всем. Не только клятвы должны быть честными и надежными, но и обычная повседневная речь. Наши слова, речь или проповеди должны звучать как твердая присяга и надежны как клятва».

Я призываю каждого из нас относиться ответственно как к своей жизни, так и к каждому слову, которое мы произносим.  Помним о том, что никакая клятва не способна убедить ближних в нашей искренности, если мы будем вести нечестный образ жизни. Гораздо превосходнее вести такой образ жизни, который будет прославлять Иисуса Христа и при этом нам не нужно клясться для того, чтобы заверить окружающих в своей честности. Это именно то, к чему нас призывает Господь - быть христианами, слову которых можно верить без дополнительных заверений в своей искренности.
«Человек должен вести такой образ жизни, который вызывает к нему больше доверия, чем клятва».

Comments have been disabled for this post.