Suit

Недостатки аллегорического понимания Царства - 5

(отрывок из книги)

Обложка_front_Small.jpg

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

«Духовное» толкование Царства во многих случаях грешит непоследовательной герменевтикой. Конечно, если человек ищет аллегорический смысл в большинстве текстов Писания, как это делал Ориген, то в непоследовательности его не обвинишь. Его можно обвинить только в произвольности толкования, но не в непоследовательности. Однако в протестантских кругах, которые обычно тяготеют к историко-грамматической герменевтике, аллегорическое толкование Царства выглядит именно непоследовательным. Дело в том, что протестантский амилленаризм и постмилленаризм трактуют значительную часть Писания буквально, в том числе многие пророчества. Однако те тексты, которые относятся к Тысячелетнему Царству, трактуются аллегорически.

Эту непоследовательность реформатский протестантизм унаследовал от Кальвина. Женевский реформатор, с одной стороны, настаивал на необходимости отбросить аллегорическое толкование, которое он называл «изощренными домыслами», «профанацией» и «прихотью». Он призывал: «Итак, будем знать, что подлинным является самый близкий и простой смысл, и будем твердо его придерживаться. Вымышленные же толкования, уводящие от буквального смысла, не только будем презирать, но и усиленно отвергать как гибельные искажения». Он предупреждал об опасности аллегорического толкования, говоря, что оно приводит к вседозволенности и искажению подлинного библейского смысла. Он понимал, что «даже благочестивые, обманувшись сладостью аллегории, поддались на уловку и выдумали множество превратных мнений». С другой стороны, он оказался непоследовательным в применении собственных принципов к эсхатологическим пророчествам, предлагая толковать их аллегорически.

Подобную непоследовательность, хотя и в меньшей степени, проявляли ранние христианские апологеты, точку зрения которых мы выше охарактеризовали как исторический премилленаризм. Они толковали все пророчества, в том числе о Тысячелетнем Царстве, буквально. Однако в том, что касается адресата этих пророчеств, они отступали от буквальной герменевтики и переходили к аллегории. По их мнению, пророчества о Царстве должны исполниться не для этнического Израиля, на который указывает ветхозаветный контекст, а для Церкви. Образ ветхозаветного Израиля толковался ими как символическое обозначение будущей Церкви – «истинного Израиля». В результате они приходили к выводу, что для этнического Израиля в Божьем плане нет будущего.
_______________________________
Приобрести книгу:
Электронная версия на iTunes
Бумажный экземпляр почтой

Comments have been disabled for this post.