luther

Кальвин и предопределение

igor-gerdov для alex-pro-1

Многие считают, что центральным аспектом богословия Кальвина была доктрина о предопределении. Однако, если вы посмотрите на комментарии специалистов в богословии Кальвина, то увидите несколько иную оценку. Так, Алистер Макграт в своей книге "Жизнь Жана Кальвина" пишет:

"Важно отметить то место, которое Кальвин отводит учению о предопределении в "Наставлении" 1559 года. Автор помещает его после учения о благодати. Только после рассмотрения таких важнейших вопросов, как оправдание по вере, Кальвин переходит к таинственному и загадочному учению о предопределении. Логически предопределение должно предшествовать подобным темам, ведь оно является основанием для избрания отдельных верующих и, следовательно, их последующего оправдания и освящения. Однако Кальвин отказывается подчиняться канонам такой логики. Но почему? По мнению Кальвина, предопределение следует рассматривать в правильном контексте. Это не плод человеческих измышлений, а тайна божественного откровения (Наставление, III.xxi.1-2). Однако эта тайна была явлена в определенном контексте и определенным способом. Этот способ касается личности самого Христа, он "словно зеркало, в котором подобает видеть нашу избранность" (III.xxiv.5). Контекст предопределения касается действенности евангельской проповеди. Почему же некоторые люди откликаются на евангельский призыв, а другие нет? Можно ли объяснить отвержение Евангелия его недостаточностью действенностью или силой? Или, может, причина кроется в ином?" (стр.249)

Немного позже он подводит итог: "Предопределение трудно назвать центральной предпосылкой богословской "системы" Кальвина (в любом случае, термин "система" является неудачным). Оно является вспомогательной доктриной, задача которой – объяснить разный отклик на проповедь Евангелия. Но последователи Кальвина попыталсь переосмыслить и переформулировать его идеи в свете новых событий в интеллектуальной жизни общества. Поэтому организация его богословской мысли претерпела неизбежные (извините, что говорю как человек, верящий в предопределение) изменения" (стр. 252).

Похожий вывод делает и Пол Хелм в своей книге "Богословие Жана Кальвина для начинающих":

"Было бы большой ошибкой думать, что идея предопределения, которая обычна связана с именем Кальвина, была придумана им или что он был одержим ей. Не следует также считать, что предопределение является "центральной догмой" богословия Кальвина, из которой он выводит все остальные учения" (стр. 120).

Эти и другие книги можно приобрести в интернет-магазине "Евангелие и Реформация"

Comments have been disabled for this post.