Размышления о визите Никодима

Борзов Валерий для alex-pro-1

Благодарю Бога за возможность иметь общение с братьями из Иркутской области. Хочу предложить вашему вниманию интересные размышления пресвитера Виталия Непомнящего http://nvitaly.livejournal.com из Братской библейской церкви по 3 главе Евангелия от Иоанна, в которых он связывает визит Никодима и реакцию на него Иисуса с предшествующим контекстом.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВИЗИТЕ НИКОДИМА

В истории с Никодимом меня всегда волновала кажущаяся несогласованность между его приветствием и ответом Христа про необходимость рождения свыше. Было ощущение, что один спрашивает: «который час?», а другой отвечает: «спасибо, я уже пообедал». Версия, что Иисус игнорирует слова Никодима, отвечая на настоящую нужду его сердца, казалась мне неубедительной.

Приятно, что разрешить эту несогласованность помогло внимательное изучение контекста. На мой взгляд, рассказ о встрече Никодима с Иисусом тесно связан с окончанием второй главы Иоанна, где говорится об уверовавших в Иисуса иудеев, которым тем не менее Иисус себя не вверял.

Иоанн демонстрирует Никодима как представителя этой группы людей. Связь подчеркнута упоминанием чудес в 2:23 и 3:2, словами Никодима «мы знаем» - он обращается к Иисусу от лица той самой группы людей, а также упреками Иисуса, обращенными к этой группе: «вы… не принимаете», «вы не верите» (3:11-12).

Как можно видеть, Никодим не приходит к Иисусу с нуждой или вопросом. Он ни о чём не спрашивает, ничего не просит. Этот законник всего лишь пытается привлечь внимание Иисуса к своей персоне, высказывая логические умозаключения и ожидая услышать похвалу за свою прозорливость.

Но Иисус не вверяет себя Никодиму, не подчеркивает его заслуги, не считает его Своим последователем, а напротив говорит о недостаточности такой человеческой веры для спасения. Он последовательно разрушает самоуверенность ночного гостя утверждениями, что его спасение обеспечивается только рождением от Бога, инициативой Бога, а не заслугами самого Никодима.

И лишь когда законник Никодим полностью обезоружен, Иисус рассказывает ему Евангелие: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына…».

Принадлежность к религиозным кругам – это еще НЕ спасение
Ин. 3:1

А. Никодим является частью религиозной элиты Израиля своего времени. Он был не только начальником, но и фарисеем, а значит порядочным человеком.
В. Его положение впечатляло многих людей, но не Иисуса.
С. Апостол Павел, имея схожее происхождение и положение, считал их ничего не значащими (Флп. 3:4-7)
D. Сами по себе принадлежность к «правильной» церкви или нахождение в религиозном окружении не означает автоматического принятия Богом.

Правильные знание о Боге – это еще НЕ спасение
Ин. 3:2-3

А. Какая связь существует между 2 и 3 стихом? Она видна из контекста – Ин. 2:23-25.
B. Никодим говорит «мы» как бы от группы людей. Очевидно, что мнение Никодима разделяли и другие фарисеи и начальники.
С. Иоанн использует это «мы», чтобы сделать Никодима типичным представителем людей из Ин. 2:23-25.
D. Никодим, видя чудеса, пришел к выводу, что Иисус – учитель, пришедший от Бога – так же, как и люди, упомянутые в Ин. 2:23-25.
Е. Тогда зачем же он пришел? Он пришел к Иисусу не учиться, а заявить о своей поддержке (авторитет, деньги, политика). Он ни о чем не спрашивает Иисуса, считая, что его знание – уже заслуга, уже повод для похвалы.
F. Но Иисус этим не впечатлен. Он не вверяет Себя Никодиму, не принимает его энтузиазм и слова поддержки.
G. Иисус утверждает, что знание Никодима не поможет спастись. Никодиму нужно было родиться свыше.

Попытка поменять образ жизни – это еще НЕ спасение
Ин. 3:4

А. Есть разные варианты толкования слов Никодима: наивный вопрос, саркастический комментарий, продолжение аллегории Иисуса.
В. На самом деле это не так важно. Важно, что Никодим – законник, и он по привычке ставит акцент на человеческих усилиях. «Окей, Иисус, я понял, моего положения и знания о Тебе недостаточно. Говори, что нужно сделать?»
С. Некоторые люди тоже решают начать новую жизнь с понедельника или с 1 января: бросить пить или курить и т.п.
D. Иисус же говорит, что рождение свыше не связано с человеческими попытками измениться.


Comments have been disabled for this post.