eugene

Дон Карсон и Новый взгляд на Павла.

Егоров Евгений для Alex-pro-1: Совсем недавно почти весь русскоговорящий протестантский мир услышал о Доне Карсоне. (не путать с Доном Корлеоне или Карлсоном :) ) Человек-легенда посетил Россию и Украину, и послужил в разных церквях. Карсон - известная личность для европейского и американского протестантизма, теперь стал знаком и нам. За это нужно благодарить Бога.
Хотя мне, честно говоря, показалось, что мы ещё не были готовы к духовной глубине и академической высоте Карсона. Но возможно это только моё субъективное впечатление.
У меня лично была возможность поближе познакомиться с этим человеком Божьим, когда я слушал его семинары в Новосибирской Библейской Семинарии. Основным вопросом обсуждения был новый взгляд на апостола Павла. Сначала Карсон рассказал о трёх ключевых этапах развития этого нового взгляда. Он хотел честно и справедливо представить позицию оппонента. Что сразу меня "подкупило". Ну, очень уж не нравится мне подход "не читал, но осуждаю". Потом Карсон стал говорить о положительных сторонах нового взгляда и трудов Тома Райта!!! Тут я был ещё сильнее удивлён. Ведь наш уважаемый преподаватель мог бы просто назвать позицию оппонента ересью или лжеучением. Мог бы сказать, что все это новомодный либерализм, от которого нужно просто держаться подальше. Но Карсон так не делал. Он старался показать, что учиться можно и у тех, с кем ты несогласен. Наконец, мы перешли к критике. Вот некоторые критические замечания:

1. Новый взгляд на Павла очень мало говорит о гневе Божьем. Делает большой акцент на решении социальных проблем. Для сторонников этой позиции спасение, прежде всего, связанно с обновлением творения, а не избавлением от гнева Божьего.
2. Том Райт любит отталкиваться от больших тем Писания и в их свете истолковывать детали текста. Но вопрос в том: почему он избирает одни темы, пренебрегая другими? При таком подходе легко подстроить экзегезу отдельных текстов под своё видение общей картины.
3. Большая часть аргументов нового взгляда на Павла строиться на том, что во времена иудаизма второго храма не было богословия заслуг, которое позднее развилось в Католической Церкви. Но эта предпосылка далеко не бесспорная. Если мы вытащим эту карту, то весь карточный домик нового взгляда рухнет.
4. Мнение Тома Райта о том, что нынешнее оправдание происходит по благодати, а будущее на основании всей прожитой жизни, как минимум проблематично. Уж слишком сложно избежать опасности "зарабатывания" будущего оправдания. Используя такие тексты как 2 Кор. 5:10 и Рим. 14: 10-12, Райт не видит, что они могут говорить о наградах, а не об основании для оправдания.
5. Претензия Райта на новизну и уникальность в некоторых вопросах преувеличена. Например, Райт любит говорить о том, что будущее верующих связано не с бестелесным существованием на небе, а с новой землёй. Он выдаёт свой взгляд за сенсацию. Но на самом деле это учение было известно всем, кто хоть немного изучает Библию. Также взгляд Райта о новом Исходе, который начался с пришествием Мессии, не является уникальным. Карсон в своём комментарии на Матфея писал об этом, когда о новом взгляде на Павла ещё никто не слышал.




Comments have been disabled for this post.