Коля (kainos)

Заметки по Притчам Соломона: 10:15

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



Продолжая серию заметок по Притчам, рассмотрим 10:15:

             15 Имущество богатого - крепкий город его,
             беда для бедных - скудость их.

          Эта притча, как и многие другие, не содержит каких-либо повелений или вразумлений, а является, скорее, наблюдением, и, к тому же, весьма очевидным. Богатство является надежной опорой (евр. ʿuzzô qiryat, крепкий город) в глазах богатого
,[1] в то время как бедность (rêšām, скудость в Син. пер.) оставляет на жизненном пути бедных развалины.[2] Другими словами, речь идет о том, что материальные блага могут обезопасить жизнь человека, подобно оборонительным укреплениям, защищающим город. Действительно, финансовая обеспеченность, порой, смягчает удары из вне и решает множество мирских проблем, в то время как бедность оголяет тыл и делает даже пустяки болезненными переживаниями.
          Однако эта притча хорошо иллюстрирует тот факт, что одной отдельной притчи, порой, недостаточно для формирования мудрого взгляда на тот или иной жизненный вопрос согласно Притчам. В таких случаях, необходимо учитывать кумулятивное учение всей книги касательно определенной темы.
          Соломон упоминает богатство (הוֹן, hôn, имущество в Синодальном переводе) около десяти раз в Притчах. В половине случаев он увещает читателей не полагаться на него (13:11; см. 28:8, 22; 29:3), а в другой половине – ценить (12:27; 13:7; 19:14; 29:3; см. 19:4).[3] Богатый (ʿāšîr) в Притчах всегда, за исключением лишь 18:11, противопоставлен бедным (dallîm). Обе крайности таят в себе опасности для человека (см. 30:7-9).                 
          Говоря о бедности и богатстве, притчи настороженно относятся к первому,[4] ввиду того, что оно располагает человека полагаться на него (18:11), делает мудрым в своих собственных глазах (28:11) и приводит, среди прочего, к тому, что он отвечает грубо (18:23).[5] Кроме того, мудрецы предупреждают о том, что поспешно нажитое богатство, нередко быстро расточается (13:11; см. 28:8, 22; 29:3), а также, что оно бесполезно в день гнева (11:4).[6]
          Однако мудрецы, также, и не идеализируют бедность. Хотя Притчи признают, что человек может оказаться бедным ввиду некой несправедливости и притеснений (см., к примеру, 13:23), бедность нередко является плодом глупости и лени (10:4-5). Как бы там ни было Бог становиться на сторону нищих и угнетенных, когда они полагаются на Него (22:22–23; ср. Пс 11:6).[7]
          В общем говоря, Притчи превозносят мудрость над богатством (16:16), предупреждают о том, что оно не принесет пользы глупцам, особенно если оно нажито нечестием (10:2), а также поощряет тех, кто располагает достатком быть щедрыми и помогать тем, кто оказался в нужде (19:17; 28:27).[8] Это последнее наблюдение подчеркивает Гарольд Вашингтон, объясняя, что ближайший контекст,[9] на первый взгляд, этически нейтральных высказываний, к примеру, о богатстве и бедности придаёт им  характерный нравственным тон и подчёркивает, в данном случае, заботу о бедных.[10]


Притчи последовательно настаивают на том, что праведность превосходит богатство, а нечестие делает его ничего не стоящим. Богатство, могущее показаться благословением от Творца, по своей сути не является неизменным добром. Это зависит от того, находиться ли богатство в подчинении у праведности, справедливости и мудрости. Материальные блага должны расцениваться согласно нормативному контексту, который соотносит их друг ко другу и предотвращает ситуацию, когда то или иное благо становится абсолютным, в ущерб нормам определяющим и ограничивающим их ценность. Эти верховные, всеобъемлющие нормы выражены такими понятиями как мудрость, справедливость и праведность.[11]





[1] Уолтки, считает, что мудрецы говорят здесь с иронией и прочность богатства, ввиду 18:11, является ложной.
[2] Евр. слово, переведенное как беда (meittat), также можно перевести как развалины [крепости] (см. Пс. 88:41).
[3] Waltke, Proverbs 1-15, 463.
[4] R. N. Whybray, Wealth and Poverty in the Book of Proverbs (JSOTSup 99; Sheffield: JSOT, 1990), 22.
[5] Waltke, Proverbs 1-15, 463.
[6] Waltke, Proverbs 1-15, 463.
[7] Kitchen, Proverbs, 226.
[8] Longman, Proverbs, 576.
[9] По мнению Г. Вашингтона, нравственную окраску подобным утверждениям дат не только ближайший контекст, но и контекст определенной коллекции притч, а также контекст всей традиции Мудрости целиком.
[10] Harold C. Washington, Wealth and Poverty in the Instruction of Amenemope and the Hebrew Proverbs, Society of Biblical Literature Dissertation Series 142 (Atlanta: Scholars Press, 1994), 196-202.
[11] Raymond C. Van Leeuwen, “Wealth and Poverty: System and Contradiction in Proverbs.” Hebrew Studies 33: 31.

Comments have been disabled for this post.