eugene

Ричард Бокэм, универсализм или вечное наказание

Егоров Евгений для alex-pro-1: Ричард Бокэм является профессором Нового Завета в University of St. Andrews. Его книги уже появились на русском языке. Например, "Иисус глазами очевидцев" и "Иисус и женщины". Недавно я обратил внимание на статью этого автора посвященную универсализму и решил ее частично перевести и поделиться с вами, дорогие читатели нашего блога. Перевод делал торопливо, потому что времени всегда не хватает. Но, надеюсь, статья вам понравится и принесет пользу.




История доктрины всеобщего спасения (apokastastasis) очень увлекательна. До 19 века почти все христианские богословы были убеждены в реальности вечных страданий в аду. Только некоторые мыслители, находясь за рамками основного богословского течения, придерживались мнения, что нечестивые будут уничтожены (аннигиляция). И еще меньше было тех, кто отстаивал всеобщее спасение (универсализм). Хотя в это меньшинство входило несколько влиятельных богословов ранней церкви.
Доктрина о вечном наказании была установлена в официальных исповеданиях и символах веры церкви. Она должна была рассматриваться, как неотъемлемая часть всеобщей христианской веры, наравне с доктринами о Троице или о Воплощении.
Но начиная с 1800 г. ситуация полностью изменилась.  Ни одна другая христианская доктрина не была отвергнута таким большим количеством людей, как доктрина о вечном наказании. Сегодня сторонников этого учения среди богословов становится все меньше. Альтернативная интерпретация ада (аннигиляция), кажется, начинает доминировать даже среди более консервативных евангельских ученых. Среди менее консервативных, универсальное спасение принимается как догма или хотя бы в качестве надежды. Считается, что это учение даже не может подлежать сомнению.
История этих вопросов сложна в связи с тем, что она затрагивает такие спорные темы как: предопределение и свобода воли, допустимость карательного наказания, авторитетность Библии, природа Бога, значение и взаимосвязь Его любви и справедливости. Конечно, эти темы не всегда напрямую связаны с вопросами о всеобщем спасении. Например, учение об абсолютном предопределении было, с одной стороны использовано Кальвином и Августином для обоснования вечного наказания, с другой стороны – Шлейермахером  для обоснования всеобщего спасения. В то время как, учение о свободной воле было использовано Клайвом Льюисом в качестве аргумента в пользу существования ада, а Оригеном – в пользу универсализма. Сторонники универсализма в 19 веке делали акцент на вопросе карательного наказания, но современные универсалисты отвергают ад именно потому что они отвергают карательное наказание. Поэтому проблема универсализма не может быть сведена к простому выбору между альтернативными позициями. Единственное, что безоговорочно объединяет всех универсалистов – это вера в то, что все люди будут спасены. Но обоснование этого верования и богословский контекст представителей этой позиции могут сильно отличаться.

Ориген и ранняя церковь

Самым известным и влиятельным защитником универсализма в ранней церкви был Ориген, который развил свое учение благодаря влиянию своего предшественника Климента Александрийского. Универсализм Оригена соответствует логике всей его богословской системы, которая находилась под сильным влиянием Платонизма и зависела от его герменевтического метода, при помощи которого он находил в Писании аллегорический смысл за обычным литературным смыслом. По Оригену все разумные существа (человек, ангелы, дьявол) были сотворены благими и равными, но с абсолютной свободной волей. Некоторые из-за неправильного использования своей свободы отвернулись от Бога и впали в различные прегрешения. Те, кто пал сильнее стали принадлежать дьяволу, а те, кто пал в меньшей степени стали душами людей. Эти последние должны быть восстановлены через очищение, для которого был сотворен материальный мир, а души людей помещены в человеческие тела. Процесс очищения не заканчивается в момент смерти, но продолжается и после земной жизни. Более того, путь души может быть направлен не только вверх. Даже после смерти человек остается свободным и может выбирать добро или зло, а значит даже после смерти остается возможность снова падать или подниматься.  В такой схеме наказание всегда рассматривается, как нечто исправляющее человека. Бог всегда благ и его наказание всегда служит цели восстановления человека. Поэтому наказание в аду не может быть вечным, хотя может быть очень длительным. При этом у человека всегда остается возможность покаяния.
Логически может показаться, что убежденность Оригена в неотъемлемой свободе души должна привести его к отвержению универсализма (ведь душа может всегда свободно избирать зло), а также - полной безопасности в блаженной вечной жизни (ведь душа может снова пасть). Но по факту Ориген пошел другим путем. Он учил, что через определенное время Бог все-таки достигнет Своей цели и все души будут объединены с Ним, и никогда не отпадут снова. Окончательно будут восстановлены даже Сатана и бесы.
Система Оригена соответствовала взгляду на мир Платона, в котором эманации совершают свой цикл и возвращаются к Богу. Несмотря на попытки апеллировать к таким текстам Писания как 1 Кор. 15:28 («Бог будет все во всем» - это любимое место Писание универсалистов), идея окончательного единства всего с Богом взята скорее у Платона, чем из Библии. Платоновы идея об эманациях и возращении к Богу были очень влиятельными в Греческом Богословии и стали таким же основанием для мировоззрения раннего универсализма, каким стал Дарвинизм для позднего. В обоих случаях, универсализм подкрепляется идеей о том, что земная жизнь и ад – это только ступени для восхождения души к Богу. В то время как ортодоксальное течение христианства всегда рассматривало земную жизнь определяющей будущую судьбу человека и ад – окончательным наказанием для нечестивых.
Доктрина всеобщего восстановления не была совершенна не знакома восточному христианству в четвертом и пятом веках. Ее исповедовали Грегорий Нисский, Диодор Тарсийский и некоторые Несторианские богословы. Другие, например, Грегорий Назианзин считали для себя вечное восстановление открытым вопросом. Августин ясно отвергал универсализм.
Универсализм Оригена был включен в группу доктрин известных как «Оригенизмы», по поводу которых на востоке шли длительные споры. На Константинопольском Соборе в 543 году некоторые ошибки Оригена были осуждены, в том числе Apokatastasis. Но было ли осуждение подтверждено на 5-ом Вселенском Соборе 553 года не совсем ясно. В любом случае, осуждение Оригенизма дискредитировало универсализм в восточной богословской традиции. А на западе, не только осуждение Оригена, но и поразительное влияние Августина предопределило понимание ада на многие века.

Источник: https://theologicalstudies.org.uk/article_universalism_bauckham.html







Comments have been disabled for this post.