Коля 2

Заметки по Притчам Соломона: Притчи 10:22

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



Продолжая серию заметок по Притчам, рассмотрим 10:22:

              22 Благословение Господне - оно обогащает
               и печали с собою не приносит.

              Эта притча дополняет наше представление о богатстве и бедности в притчах (см. комментарии к 10:15). Структура евр. предложения подчеркивает, что благословение Господне (birkat YHWH), именно оно (hîʾ), обогащает (taʿašîr). Во-первых, это напоминает нам о том, что успех и благополучие исходят в действительности от Господа, а не от усилий и способностей человека (см. Втор. 8:11-18).
              Далее, вторую строку следует перевести иначе чем: «печали с собою не приносит». Слово (ʿeeb) означает не печаль, а тяжелый, болезненный труд (см. 5:10).[1] Таким образом, вторая строка звучит так: «и не добавляет (welōʾ-yôsip) тяжелый труд (ʿeeb) к нему (ʿimmāh)».[2] Это «исключает синергизм».[3] Другие притчи показывают нам, что усердие является средством, используемым Богом для обогащения человека (см. 10:4), но одного лишь кропотливого труда недостаточно, ведь «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…» (Пс. 126:1-2). Усердие человека ничего не добавляет к Божьему благословению, которое даётся только по Божьей благодати. В своей книге «Благодать преображающая» Джерри Бриджес пишет:
…"Благодать перестает быть благодатью, если Бог вынужден раздавать ее прямо пропорционально нашим достоинствам... Благодать перестает быть благодатью, если Бог вынужден отнимать ее у нас за наши проступки... Благодать приходит к людям, не делая между ними никаких различий, а лишь благодаря благости и всесилию Бога".
Обратите внимание: определение Божьей благодати имеет две стороны. Ее невозможно заслужить и невозможно потерять из-за проступка. Если порой вам кажется, что вы своим трудом или жертвой заслужили ответ на молитву или какое-то конкретное благословение, то знайте: вы живете не благодатью, а делами. То же происходит, когда вы уверены, что вам не видать Божьих благословений из-за совершенного проступка. В обоих случаях вы отрицаете Божью благодать.[4]
            
              Это утверждение отнюдь не противоречит частым поощрениям мудрецов к старанию и прилежной работе. Оно не отрицает ответственность человека, как будто бы человеческие поступки ничего не значат и ему не остается ничего другого, как сидеть сложа руки в ожидании Божьих благословений. Напротив, притчи очень строго осуждают лень. Однако человеку не стоит забывать о том, что человеческая прилежность и усердие имеют свои границы. В конечном счете, заслуга и похвала в любом успехе принадлежат Господу, а не человеку (21:30-31).
              Книга Притч недвусмысленно и однозначно учит Божественному суверенитету, который проявляется не только в сотворении (3:19-20; 8:22-31) или в Его всеведении (15:11; 16:2; 17:3; 20:27) и всесилии (21:30), но и в утверждениях о Божьем управлении всеми мелочами жизни (16:4, 33; 20:12; 21:31; 22:2), и даже решениями человеческого сердца (16:1, 9; 19:21; особенно 20:24; 21:1). Господь является источником мудрости и благоразумия (2:6). Он источник всех жизненных благ, как материальных (10:22; 19:4), так и духовных (19:23; 16:20)



[1] HALOT, 2:865.
[2] С таким переводом согласны Waltke, Proverbs 1-15, 473; Fox, Proverbs 10-31, 522-23; Steinmann, Proverbs, 270; Murphy, Proverbs, 75; Lucas, Proverbs, 94-95; Otto Zöckler, “Proverbs,” 115; Keil & Delitzsch, 6:223.
[3] Waltke, Proverbs 1-15, 473.
[4] Бриджес, Благодать преображающая, 31.

Tags: ,

Comments have been disabled for this post.