maks-korol-1

Только Писание. Краткие рассуждения.

maks_korol для alex-pro-1

Тезис «только Писание» (лат. sola Scriptura) – это один из ключевых принципов Реформации XVI века. На протяжении последующих 5 веков многие верующие старались переосмыслить значимость Писания в жизни личности, церкви и общества. Одни доходили до крайностей (публичные казни инакомыслящих, исполнение «буквы» закона и т. п.), другие старались сбалансировать роль Писания в жизни человека (благочестивое поведение,  повсеместное распространение учения и др.) К сожалению, наше время часто является повторением прошлых ошибок. И хотя мы не занимаемся публичными казнями, в нашей жизни могут присутствовать другие ошибки, связанные с пониманием принципа «только Писание». Очевидно, это происходит как из-за незнания истории церкви, так и игнорирования очевидных библейских повелений. Исходя из обозначенной проблемы, в первой части данного поста мы кратко покажем, чем не является принцип «только Писание», а во второй – как христианин практически может воплотить преданность принципу «sola Scriptura» в своей жизни.

«Только Писание» не тождественно церковному преданию. В предреформационный период католическая церковь главенствующую роль в понимании Писания отдавала преданию старцев (собственно говоря, это происходит и сейчас). Ею исключались всякие попытки переводить Библию на разные языки и толковать Писание самостоятельно. По сути, Библия была узурпирована церковным руководством. Реформация же дала возможность переводить Библию на родные языки и самостоятельно истолковывать слово Божье. Таким образом, слово Божье стало доступно для большого количества людей. Позже оказалось, что многие официальные учения церкви являются не более чем додумкой к слову Божьему (напр. индульгенции, поклонение Марии и святым и т.д.).

«Только Писание» не тождественно авторитету руководителя. До Реформации католическая церковь узурпировала власть не только в истолковании Писания, но и посредничестве между Богом и человеком. Принцип епископа Киприана Карфагенского (III в.): «Кому церковь не мать, тому Бог не отец» часто истолковывался как безоговорочное послушание церковным властям, которые часто принимали авторитарный стиль руководства. Реформация в свою очередь дала движение понятию «всеобщее священство» (1П.2:9), то есть, понимание того, что каждый верующий является равным по положению в глазах Божьих. Пастор же церкви исполняет функциональную роль для созидания тела Христова, но в свою очередь он такой же христианин, как и другие прихожане церкви. Таким образом, власть руководителя ограничивается Священным Писанием.

Естественно, постреформационный период характеризуется значительным подъемом церкви Христовой. Для того, чтобы стабилизировать работу церкви, реформаторы предложили следующие принципы, благодаря которым христиане смогут правильно относиться к Писанию:

Писание следует истолковывать историко-грамматическим методом. Господь обращался к человеку на понятном ему языке. Следовательно, для того, чтобы правильно понять Писание, его следует истолковывать в соответствии с грамматическими правилами языка, на котором мы читаем Библию. Поэтому при истолковании слова Божьего важно учитывать: а) исторические и культурные обстоятельства; б) контекст; в)лексико-синтаксическое употребление слов и фраз, учитывая речевые обороты (при условии, если они есть: аллегории, образы и т.д.) Таким образом, мы сможем избежать неверного и надуманного истолкования, которое будет отображать волю Бога, а не наши предпочтения.

Писание является единственным источником Божьего откровения. Ни предания старцев, ни традиции церкви, ни пророчества, ни иные языки не могут быть Божьим откровением для современной церкви. Библия является завершенным Божьим откровением, посредством которого Бог созидает Свою церковь (Еф. 2:20-22). Библия – это достаточное и авторитетное Божье откровение, как для церкви, так и для отдельного христианина. В задачу пастора, проповедника, лидера малой группы, учителя воскресной школы, душепопечителя и благовестника входит точно истолковать записанное слово Божье и предоставить людям практические принципы для благочестивого образа жизни.

Христианин является выразителем принципа «только Писание». Каждому благочестивому верующему важно не просто декларировать верность Писанию на словах, но практически применять его в своей жизни. Внимательно изучение Библии покажет нам, что Господь через Своих священнописателей неоднократно призывал народ Божий покоряться Божьим повелениям (см. Гал. 5:1; Еф. 6:1-9). Подобно тому, как благочестивые ветхозаветные и новозаветные верующие стремились воплотить Божьи заповеди в своей жизни, так и мы, христиане XXI века должны брать с них пример и применять Писание прежде всего в своей жизни.

Итак, дорогие братья и сестры, исходя из вышенаписанного, нас с вами важно понимать, что принцип «только Писание» является не только одним из ключевых тезисов периода Реформации, но он особенно актуален и для XXI века и должен быть применим со всей ответственностью в нашей жизни: личной, церковной и социальной. Пусть Господь благословит нас быть верными Ему и тому Слову, которое Он оставил для благочестивой жизни церкви.

Comments have been disabled for this post.