Suit

Любовное письмо Проханова

На днях мне в руки попало сумасшедшее сокровище, при виде которого я запищал от восторга аки свинтус недорезанный. Я держал в руках (и да, фотографировал – грешен!) некоторые из личных документов одного из лидеров русского евангельского движения начала XX века и основателя Союза евангельских христиан Ивана Степановича Проханова. Архив этот меня заворожил тем, что там были не только официальные документы, касающиеся деятельности прохановского союза, но и такие глубоко личные вещи, как, например, призывная книжка (Проханов служил в царской армии в качестве «ратника первого разряда» и потом каждый год отмечался в военкомате!), аттестат зрелости… Но не буду выдавать всех секретов: всему свое время. ;-)

Мое особое внимание привлекло вот это письмо, адресованное его жене. Конечно, назвав это письмо «любовным», я немного погорячился. Однако, раз вы открыли эту страничку и начали читать, значит, заголовок выполнил свою функцию. :-) Мне кажется, что из таких документов, которые не предназначались для официальных мероприятий или широкой публики, лучше всего видна душа человека. И, как вы увидите ниже, его душа была живая и чувствительная.

Письмо было выслано из Чикаго, куда Проханова отправили в командировку от электрической компании Вестингауза, в которой он, живя в Санкт-Петербурге, работал инженером. Написано оно на фирменном бланке фешенебельной гостиницы Auditorium Hotel, которая в те времена выглядела весьма представительно:


(источник фотографии)

На письме стоит дата и даже время – 11 октября 1902 г., суббота, 7 часов вечера. Ивану Проханову на тот момент было 33 года, он женился примерно годом раньше. А меньше чем за три месяца до командировки у них родился первый сын Ярослав, которого Иван нежно называет в этом письме Росиком. Росик-Ярослав в будущем станет доктором биологических наук и, кстати сказать, пять лет проведет в Самаре (Куйбышеве), где будет работать в нашем Ботаническом саду.

Жену Проханова звали Анной, в письме он ее нежно называет Нюрой. В своей автобиографии («В котле России») он сообщает, что «она могла говорить по-английски, по-французски и по-немецки. И ко всему этому была очень талантливой музыкантшей».

Подозреваю, что многим было бы сложно читать рукописный текст более чем столетней давности. Поэтому для начала я приведу печатный вариант текста (хоть и с небольшой лакуной). А ниже вы сможете взглянуть на фотографии, сделанные с оригинала. Я сохранил пунктуацию и некоторые особенности орфографии подлинника. Итак: РаскрытьCollapse )

maks-korol-1

Несколько мыслей о проповеди от Д. Хэлма

maks_korol для alex-pro-1
"Пусть каждый из нас, стремящихся возвещать Божье Слово, оставит всяческую претенциозность и нарочитость – все, что делается напоказ, все, что выдает внутреннюю уверенность, будто сила каким-то образом обретается в нас. Проповедь требует смирения. Мы должны избавиться от неуместного влечения к артистизму и внешним эффектам. Слава, восторженное признание, тайная корысть – все это не для нас с вами".


"Слишком многие из нас ведут себя на ниве проповеди чересчур вольно. Планы, которые мы составляем, не соответствуют тексту. Наши проповеди отражают все что угодно, только не идею, заложенную в него Святым Духом. Мы придаем им любую форму, какую только пожелаем. Все это означает, что нам крайне недостает дисциплинированного подхода к этой части подготовки. Мы не сообразуем план и акценты своих проповедей с текстом. Вместо этого мы подгоняем текст к структуре и акцентам, которые нарисовало нам воображение на этой неделе. В результате наша проповедь не разъясняет Слова Божьего, а мы обманываем своих слушателей, убеждая их, что они внемлют гласу Божьему, тогда как на самом деле они слышат лишь наши немощные голоса. Поэтому я советую вам, готовясь к проповеди, ставить своей приоритетной задачей строгое текстуальное соответствие".

eugene

Кристофер Райт, Ветхий Завет и благодать.

Егоров Евгений для aleх-pro-1: Если вы еще не обратили внимания на труды Кристофера Райта, то вы многое теряете. А именно, вы теряете глубокое понимание Ветхого Завета и его значения для христиан. На русском языке можно прочитать три фундаментальных труда по Ветхому Завету: "Этика Ветхого Завета", "Миссия Бога" и "Познавая Иисуса через Ветхий Завет".

        Вот интересный пример размышлений Райта о законе:
«Бог действует первым и призывает народ откликнуться. Это — отправная точка этического учения Ветхого Завета. По благодати своей Бог начинает дело спасения и уже в свете этого выдвигает те или иные требования. Следовательно, нравственность — это благодарный отклик в рамках личных отношений, а не слепое послушание правилам или преданность вневременным принципам».

«Израильтянам не требовалось соблюдать закон для того, чтобы Бог спас их и чтобы стать его народом. Бог уже спас их, сделал своим народом, и только затем призвал соблюдать закон. Послушание Израиля — ответ на Божью благодать, а не средство ее обретения».

«Таким образом, с самого начала соблюдение Израилем Божьего закона должно было стать ответом на совершенное Богом…Между Ветхим и Новым Заветом в этом вопросе существует фундаментальное единство. Неверно говорить, будто отличие Ветхого Завета от Нового состоит в том, что Ветхий Завет учит о спасении, которое достигается через соблюдение закона, тогда как в Новом Завете оно дается по благодати. Это и есть то искажение Писания, с которым боролся Павел. Он писал, что благодать — основа нашего спасения и нашей этики во всей Библии. Действиям человека предшествует Божья благодать».

В книгах Райта есть не только глубокие богословские размышления, но и юмор:

«Одного историка, специалиста по сравнительному изучению правовых систем Европы, однажды попросили обобщить замеченные им главные отличия в разных культурах по вопросу закона и этики. «Это просто, — ответил он. — В Германии запрещено все, кроме того, что разрешено. Во Франции разрешено все, кроме того, что запрещено. В России запрещено все, включая то, что разрешено. А в Италии разрешено все, включая то, что запрещено».
       
Tags:
luther

Цитата из книги Пола Хелма "Богословие Жана Кальвина для начинающих"

igor-gerdov для alex-pro-1

"Следует отметить, что поздние реформатские богословы постоянно сталкивались с насмешливым вопросом социан: почему Бог не мог объявить нас прощенными просто из милости, так как мы прощаем тех, кто нанес нам обиду? В ответ реформаты указывали на важность сохранения божественной справедливости. Крест был необходим для того, чтобы оправдать Божье правосудие. И это, конечно, Ансельм в чистом виде. Мы можем только гадать, как бы ответил сам Кальвин, но, вполне возможно, он бы сказал, что реформатские богословы упустили одну важную мысль. Им следовало сместить акцент с того, что Бог должен был сделать, на то, что Он хотел сделать. Бог мог бы спасти нас словом. Однако Он хотел, пронзив наши сердца, показать нам, как сильно Он любит нас. Какой наилучший способ достичь этой цели? Стать человеком ради нашего искупления и соединить нас с Собой в Своей смерти и воскресении" (Хелм, "Богословие Жана Кальвина для начинающих", С. 101).

Двенадцатая кумранская пещера

Борзов Валерий для alex-pro-1

По сообщениям ведущих мировых СМИ, обнаружена двенадцатая пещера со свитками около Мёртвого моря http://www.foxnews.com/science/2017/02/08/12th-dead-sea-scrolls-cave-discovered-in-israel.html



Вчера об этом написал Тэвис Болингер (Tavis Bohlinger) в Logos Academic Blog   https://academic.logos.com/new-dead-sea-scroll-cave-discovered-after-60-years/. Он приводит небольшой рассказ Крейга А. Эванса, который сообщает:

«Последняя пещера со свитками Мертвого моря, связанная с развалинами рядом у устьем Вади Кумран, была обнаружена в 1956 году, став одиннадцатой из обнаруженных пещер, знаменитые свитки Мертвого моря, керамические сосуды, а также другие артефакты. В течение шестидесяти лет археологи и копатели-мародеры искали двенадцатую пещеру… Вот что делает сообщение Еврейского университета таким значимым. Найдена двенадцатая пещера!»

«Д-р Прайс и его команда сделали удивительное открытие. Хотя сама обнаруженная пещера была разграблена (грабители позабыли пару своих кирок), находки оказались очень важными. Прайс со своей командой обнаружил шесть сосудов, идентичных найденным в других кумранских пещерах».

«Были обнаружены не только сосуды для свитков, но и маленькие фрагменты пергамента и папируса, а также, по крайней мере, один кусок льняной ткани, которым оборачивались свитки».

Автор говорит и о том, что не за горами раскопки тринадцатой пещеры. Что ж, будем ждать результатов исследований.

maks-korol-1

Как плохой руководитель разрушил целое христианское движение...

maks_korol для alex-pro-1

Читаю сейчас историю анабаптизма. Вот вижу, что хорошие были христиане (естественно, не без недостатков): ревностные, отстаивали религиозную свободу, крещение взрослых по вере и главенство Писания в жизни. Они старались пропагандировать в обществе свои убеждения, которые считали правильными с точки зрения Библии. И до определенного времени у них это получалось. Думаю, их движение существовало бы до сих пор, если бы не одно «но». Как всегда бывает, что "плохая овца портит все стадо", так и в среде анабаптистов появилась экстремистская личность Ян Мэтис, который, мягко говоря, не отображал образец христианского руководителя. Одна из его отличительных черт характера - ненависть к правящим классам.

Он быстро завоевал влияние в анабаптистских кругах и стал их лидером. В дерзости Ян Мэтис провозгласил себя пророком Енохом, который по предсказанию некого Хофмана должен был появиться перед Вторым пришествием Христа. Самоуверенный руководитель анабаптистов утверждал, что Бог ниспосылает ему видения, в которых говорит, чтобы он, Мэтис, учредил Его власть на земле. В итоге горе-реформатор объявил Мюнстер «Новым Иерусалимом» в который отовсюду начали стекаться анабаптисты.
Read more...Collapse )
eugene

Джон Стотт о проповеди

Егоров Евгений для alex-pro-1: Труды Джона Стотта продолжают оказывать положительное влияние на евангельский мир. Я лично очень рад, что его книг достаточно много переведено на русский язык. Сегодня я читал интервью, которое взял у великого служителя Альберт Моллер. Получив вдохновение и пользу, я решил поделиться с вами некоторыми особенно интересными и важными цитатами.



О сути проповеди:
«Я считаю, что проповедовать или разъяснять Писание – значит раскрывать богодухновенный текст так верно и чутко, что в нем слышится Божий голос, и Его народ повинуется Ему».

«Верность относится к самому Писанию. Чуткость же относится к современному миру. Проповедник должен уделять пристальное и тому, и другому».

О важности проповеди:
«Я полностью согласен с Мартином Ллойд-Джонсом, что периоды упадка в истории церкви всегда были именно теми периодами, когда проповедь шла на спад. Это негативная формулировка. В позитивной формулировке это значит, что церкви растут и укрепляются, когда для них верно и чутко разъясняется Слово Божье».

«я серьезно несогласен с экзистенциалистами, говорящими, будто смысл текста – это что он значит для меня – читателя – независимо от того, что имел в виду автор».

Об актуальности проповеди:
«Привлекательность либеральной или радикальной проповеди, как бы ее ни называли сегодня, заключается в том, что обычно ей занимаются по-настоящему современные люди, которые живут в современном мире, понимают его и связаны с ним. Но их проповедь зачастую не исходит из Библии. Их проповедь не имеет опоры на текстовой стороне этой пропасти. Мы должны сочетать эти два важных вопроса».

«Я думаю, широкий круг чтения необходим. Нам нужно слушать современных людей и читать о том, что они пишут. Нам нужно ходить в кино, смотреть телевизор, ходить в театр. Современный экран и сцена – это зеркало современного мира».

О применении в проповеди:
«В самом начале своего служения я думал, что моя задача – разъяснять и толковать текст; боюсь, что применение я оставлял Святому Духу. Удивительно, как легко прикрывать свою лень такими удобными благочестивыми фразами!»

Полностью интерью можно прочитать здесь: http://www.propovedi.ru/resource/between-two-worlds/

Tags:
luther

Августин о церковном пении

igor-gerdov для alex-pro-1

"Услады слуха крепче меня опутали и поработили, но Ты развязал меня и освободил. Теперь – признаюсь – на песнях, одушевленных изречениями Твоими, исполненных голосом сладостным и обработанным, я несколько отдыхаю, не застывая, однако, на месте: могу встать, когда захочу. Песни эти требуют, однако, для себя и для мыслей, их животворящих, некоторого достойного места в моем сердце, и вряд ли я предоставляю им соответственное. Иногда, мне кажется, я уделяю им больше почета, чем следует: я чувствую, что сами святые слова зажигают наши души благочестием более жарким, если они хорошо спеты; плохое пение такого действия не оказывает. Каждому из наших душевных движений присущи и только ему одному свойственны определенные модуляции в голосе говорящего и поющего, и они, в силу какого-то тайного сродства, эти чувства вызывают. И плотское мое удовольствие, которому нельзя позволить расслаблять душу, меня часто обманывает: чувство, сопровождая разум, не идет смирно сзади, хотя только благодаря разуму заслужило и это место, но пытается забежать вперед и стать руководителем. Так незаметно грешу я и замечаю это только потом.
      Иногда, однако, не в меру остерегаясь этого обмана, я совершаю ошибку, впадая в чрезмерную строгость: иногда мне сильно хочется, чтобы и в моих ушах и в ушах верующих не звучало тех сладостных напевов, на которые положены псалмы Давида. Мне кажется, правильнее поступал Александрийский епископ Афанасий, который, – помню, мне рассказывали, – заставлял произносить псалмы с такими незначительными модуляциями, что это была скорее декламация, чем пение. И, однако, я вспоминаю слезы, которые проливал под звуки церковного пения, когда только что обрел веру мою; и хотя теперь меня трогает не пение, а то, о чем поется, но вот – это поется чистыми голосами, в напевах вполне подходящих, и я вновь признаю великую пользу этого установившегося обычая. Так и колеблюсь я, – и наслаждение опасно, и спасительное влияние пения доказано опытом. Склоняясь к тому, чтобы не произносить бесповоротного суждения, я все-таки скорее одобряю обычай петь в церкви: пусть душа слабая, упиваясь звуками, воспрянет, исполнясь благочестия. Когда же со мной случается, что меня больше трогает пение, чем то, о чем поется, я каюсь в прегрешении; я заслужил наказания и тогда предпочел бы вовсе не слышать пения. Вот каков я! Плачьте со мной и плачьте обо мне вы, которые трудитесь над чем-то добрым в сердце своем, откуда исходят поступки. Тех, которые не трудятся, всё это не тронет. Ты же, «Господи Боже мой, услышь, оглянись, взгляни, сжалься, исцели меня». В очах Твоих стал я для себя задачей, и в этом недуг мой" (Августин, Исповедь, Книга 10, XXXIII).

Коля 2

Заметки по Притчам Соломона: Притчи 10:22

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



Продолжая серию заметок по Притчам, рассмотрим 10:22:

              22 Благословение Господне - оно обогащает
               и печали с собою не приносит.

              Эта притча дополняет наше представление о богатстве и бедности в притчах (см. комментарии к 10:15). Структура евр. предложения подчеркивает, что благословение Господне (birkat YHWH), именно оно (hîʾ), обогащает (taʿašîr). Во-первых, это напоминает нам о том, что успех и благополучие исходят в действительности от Господа, а не от усилий и способностей человека (см. Втор. 8:11-18).
              Далее, вторую строку следует перевести иначе чем: «печали с собою не приносит». Слово (ʿeeb) означает не печаль, а тяжелый, болезненный труд (см. 5:10).[1] Таким образом, вторая строка звучит так: «и не добавляет (welōʾ-yôsip) тяжелый труд (ʿeeb) к нему (ʿimmāh)».[2] Это «исключает синергизм».[3] Другие притчи показывают нам, что усердие является средством, используемым Богом для обогащения человека (см. 10:4), но одного лишь кропотливого труда недостаточно, ведь «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…» (Пс. 126:1-2). Усердие человека ничего не добавляет к Божьему благословению, которое даётся только по Божьей благодати. В своей книге «Благодать преображающая» Джерри Бриджес пишет:
…"Благодать перестает быть благодатью, если Бог вынужден раздавать ее прямо пропорционально нашим достоинствам... Благодать перестает быть благодатью, если Бог вынужден отнимать ее у нас за наши проступки... Благодать приходит к людям, не делая между ними никаких различий, а лишь благодаря благости и всесилию Бога".
Обратите внимание: определение Божьей благодати имеет две стороны. Ее невозможно заслужить и невозможно потерять из-за проступка. Если порой вам кажется, что вы своим трудом или жертвой заслужили ответ на молитву или какое-то конкретное благословение, то знайте: вы живете не благодатью, а делами. То же происходит, когда вы уверены, что вам не видать Божьих благословений из-за совершенного проступка. В обоих случаях вы отрицаете Божью благодать.[4]
            
              Это утверждение отнюдь не противоречит частым поощрениям мудрецов к старанию и прилежной работе. Оно не отрицает ответственность человека, как будто бы человеческие поступки ничего не значат и ему не остается ничего другого, как сидеть сложа руки в ожидании Божьих благословений. Напротив, притчи очень строго осуждают лень. Однако человеку не стоит забывать о том, что человеческая прилежность и усердие имеют свои границы. В конечном счете, заслуга и похвала в любом успехе принадлежат Господу, а не человеку (21:30-31).
              Книга Притч недвусмысленно и однозначно учит Божественному суверенитету, который проявляется не только в сотворении (3:19-20; 8:22-31) или в Его всеведении (15:11; 16:2; 17:3; 20:27) и всесилии (21:30), но и в утверждениях о Божьем управлении всеми мелочами жизни (16:4, 33; 20:12; 21:31; 22:2), и даже решениями человеческого сердца (16:1, 9; 19:21; особенно 20:24; 21:1). Господь является источником мудрости и благоразумия (2:6). Он источник всех жизненных благ, как материальных (10:22; 19:4), так и духовных (19:23; 16:20)



[1] HALOT, 2:865.
[2] С таким переводом согласны Waltke, Proverbs 1-15, 473; Fox, Proverbs 10-31, 522-23; Steinmann, Proverbs, 270; Murphy, Proverbs, 75; Lucas, Proverbs, 94-95; Otto Zöckler, “Proverbs,” 115; Keil & Delitzsch, 6:223.
[3] Waltke, Proverbs 1-15, 473.
[4] Бриджес, Благодать преображающая, 31.

Tags: ,