alex_pro_1 (alex_pro_1) wrote,
alex_pro_1
alex_pro_1

Categories:

О фундаментализме

В последнее время в интернете появилось сразу несколько статей с критикой в адрес определенного направления христианства – направления, которое большинство русских баптистов посчитали бы наиболее адекватным выражением их собственных исторически сложившихся взглядов. Подобно тому как в советские годы идеологи коммунизма, пользуясь всеобщей неосведомленностью, формировали у народных масс негативное отношение к слову «баптизм», некоторые проделывают то же самое, но с другим термином. Пользуясь тем, что большинство русских верующих достаточно далеко отстранены от западных богословских баталий и не очень знакомы с западной богословской терминологией, эти авторы рисуют «порочный образ» библейского фундаментализма.

Проблема, правда, в том, что многие из них не утруждают себя объяснением, что же такое «библейский фундаментализм», а этот термин сегодня используется в самых разных значениях, порой взаимоисключающих. Многие читатели при этих словах наверняка подумают о фундаментализме исламском, о бомбах, парандже и джихаде. У других возникнет мысль об узколобом законничестве и зашоренном фанатизме. А наши авторы не спешат исправлять ни тех, ни других: им довольно того, что у людей формируется негативная ассоциация, как со словом «баптист» в советские времена. Но давайте все-таки разберемся, что кроется за этим понятием.

Термин «библейский фундаментализм» (не путать с исламским, ибо ничего общего!) складывается из двух слов, которые, собственно, и описывают суть этого богословского направления. Слово «фундаментализм» предполагает преданность определенным фундаментальным принципам, а слово «библейский» подчеркивает, каким именно принципам преданы сторонники этого движения. Библейский фундаментализм – это фундаментальная преданность Библии, глубокая приверженность библейским принципам, непререкаемое стремление к тому, чтобы и вероучение, и жизнь, и церковная практика основывались на Священном Писании. Данное движение характеризуется верой в то, что Библия целиком и полностью является Божьим откровением. И что Библия верна не только на уровне общих идей, но и на уровне исторических фактов. Сторонников библейского фундаментализма объединяет также стремление к более буквальному толкованию Библии, если буквальное прочтение имеет смысл и не противоречит контексту и логике святых писателей. То есть, язык Библии понимается так же, как мы понимаем обычную человеческую речь, без лукавых мудрствований.

Библейский фундаментализм не равняется легализму (хотя, разумеется, в ряды фундаменталистов, как и многих других богословских течений, могут попасть и легалисты). Если легализм (законничество) фокусируется на внешних обрядах или обычаях: определенной форме одежды, стилях музыки, соблюдении каких-то традиций, – то фундаментализм фокусируется на определенных аспектах вероучения.

Данное направление богословской мысли можно проследить во всех периодах церковной истории. В первые века Церковь была фундаменталистской по сути (ибо не ведала о гипотезах современной либеральной библеистики), хотя сам термин, разумеется, тогда не употреблялся. Понятие «фундаментализм» появляется в XIX веке, однако тогда оно было, фактически, синонимом евангеликализма. В более узком смысле этот термин стал употребляться в XX веке, когда евангельское движение стало проявлять большую открытость по отношению к набиравшему обороты либерализму, становясь все более разношерстным и разноликим по своему составу. В противовес этой богословской неразборчивости термин «фундаментализм» стали применять к более узкой группе внутри евангеликализма – той, которая сохранила приверженность ортодоксальному библейскому учению.

Название «фундаментализм» закрепилось за данным движением потому, что начало ему было положено публикацией в 1910–1915 гг. «Основ» (англ. Fundamentals) – серии книг, в которых были изложены фундаментальные вероучительные положения. Пять главных «основ», которые стремилось защитить новое движение, включают в себя (1) непогрешимость Писания, (2) девственное рождение Христа, (3) заместительное искупление, (4) телесное воскресение Христа, (5) историчность чудес. Отвержение этих основ либерализмом заставило Джона Грешама Мейчена (автора известного в России учебника по древнегреческому языку, а также классического труда «Христианство и либерализм») сказать, что либерализм – это иная религия, отличная от христианства.

Первоначально фундаментализм включал в себя представителей разных протестантских деноминаций: баптистов, лютеран, пресвитериан, методистов. Среди богословов фундаменталистского направления стоит отметить такие известные имена, как вышеупомянутый Мейчен, благовестник Рубен Торрей, Льюис Сперри Чафер (основавший Далласскую богословскую семинарию), а также Чарльз Фуллер (основатель Фуллеровской семинарии). Один из самых известных и влиятельных фундаменталистов современности – Билли Грэм. Хотя некоторые берутся утверждать, что он якобы фундаменталистом никогда не был, факты говорят об обратном. Билли Грэм проучился семестр в Университете Боба Джонса (из которого ушел отнюдь не по богословским соображениям) и четыре года был президентом фундаменталистского Северо-западного колледжа (1948–1952). Чтобы перепрыгнуть его в фундаментализме, надо очень и очень постараться. Его собственные взгляды со временем эволюционировали, так что его впоследствии стали причислять к нео-евангеликам, однако и анти-фундаменталистом он не стал.

По мнению известного церковного историка Иэйна Мюррея, после Второй мировой войны фундаментализм разделился на три ветви. Первая ветвь ушла в «глухую оборону», проникнувшись глубоким недоверием к формальному семинарскому образованию и продолжая делиться на все более мелкие воинственно настроенные фракции. Аналогом этой ветви в русской протестантской среде являются так называемые «отделенные» баптисты.

Вторая ветвь не смогла противостоять плюрализму современной эпохи и в погоне за академической респектабельностью стала все больше принимать либеральные теории, которым первоначально противостояла. В скором времени они, разумеется, отказались именоваться фундаменталистскими. К этой второй ветви можно отнести Фуллеровскую семинарию, которая, возникнув как одно из фундаменталистских заведений, довольно быстро переместилась к противоположному краю богословского спектра. (Об истории Фуллеровской семинарии можно прочитать в книге George Marsden. Reforming Fundamentalism.)

Третья ветвь фундаментализма на Западе ассоциируется с такими именами, как Джон Мак-Артур, Джон Пайпер, Альберт Молер, Роберт Спроул. Вобрав в себя все сильные стороны, первоначально характеризовавшие это движение, данная ветвь восстановила историческую взаимосвязь с учением реформаторов и реформатско-пуританской традицией протестантизма. Эта ветвь открыта к духовному образованию (и даже всячески поощряет библейскую науку). Однако в то же время ее представители сохраняют твердую приверженность учению о полной вербальной богодухновенности и непогрешимости Священного Писания.

Вот что такое, собственно, библейский фундаментализм, против которого сейчас стало так модно выступать. На мой взгляд, к этому богословскому направлению нужно относиться как минимум с уважением. Как максимум, нужно его защищать и поддерживать. Как оптимум – верить так же.




UPD: Данная статья была опубликована на христианском информационном портале Baznica.info: http://www.baznica.info/index.php?name=Pages&op=page&pid=6623
Tags: богословие, церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →