alex_pro_1 (alex_pro_1) wrote,
alex_pro_1
alex_pro_1

Categories:

Христоцентричность в христианской психологии

Недавно на базе РАИ состоялась встреча христианских психологов-душепопечителей. Когда я читаю подобные сообщения, всякий раз просыпается любопытство: изменилось ли что-то в «христианской психологии»? Стала ли она, наконец, не просто «христианской» в самом общем культурном значении этого слова, – с некоторым налетом цитат из Библии и лоском поверхностных, оторванных от контекста толкований, – стала ли она не просто «христианизированной», а подлинно библейской?

Кажется, сами христианские психологи сознают, что во многих церквях к ним относятся с недоверием, воспринимая их как мирских специалистов. Возможно, поэтому в сообщении о встрече психологов в РАИ сделан акцент на том, что ведущие специалисты являются «воцерковленными и христоцентричными христианами». Однако дальнейшее содержание этого сообщения оставляет большие сомнения как в их христоцентричности, так и в приоритетности для них поместной церкви. По мнению одного из ведущих семинара,
    одной из наиболее серьезных опасностей, подстерегающих человека, оказывающего психологическую или душепопечительскую помощь, является проблема профессиональной усталости, эмоциональной опустошенности, когда сам душепопечитель теряет вкус жизни…
    Кристин предложила несколько способов работы с этими чувствами. Их можно рисовать, а также высказывать, выговаривать… Это важно как душепопечителю, так и пастору, социальному работнику.
Действительно ли эти советы христоцентричны? Действительно ли в них прослеживается приоритетность поместной церкви? Интересно, где вы найдете в Библии совет пастору или душепопечителю рисовать или выговаривать свои негативные чувства? Открывать свое сердце пред Богом – да, однако не для того, чтобы «высказать и выговорить» свои чувства. Молитва – это не способ «спустить пар» или «отреагировать эмоции». Ее суть вовсе не в этом. Другой ведущий упоминал, что…
    …для профессионального консультанта важно быть в курсе того, чем могут интересоваться его потенциальные клиенты. Для этого нужно разбираться в современной музыке, литературе, кинематографе… То есть, психолог должен быть всесторонне развитым человеком, ежедневно пополняющим свои знания и опыт.
Опять-таки, где в этих советах христоцентричность и преданность поместной церкви? И неужели для того, чтобы хорошо оказывать духовную помощь, нужно хорошо разбираться в мирском? Мне эта идея кажется чрезвычайно странной. Чтобы эффективно оказывать духовную помощь, нужно хорошо знать Христа и Его Слово! Но разбираться в современной музыке и кинематографе… Не понимаю.

Я встречал подобный подход и у некоторых пасторов, которые 30 часов в неделю смотрят мирские телепередачи, чтобы знать, чем живут люди. Потом пару часов готовятся к проповеди и произносят чрезвычайно остроумные и живые речи, увлекающие большие аудитории. «Они… говорят по-мирски, и мир слушает их» (1 Иоан. 4:5). Лучше бы они 30 часов к проповеди готовились!
Tags: душепопечение, психология
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author