alex_pro_1 (alex_pro_1) wrote,
alex_pro_1
alex_pro_1

Categories:

Три суждения, которых стоит избегать


Дмитрий Шпилько для alex-pro-1

После последнего размещенного мною поста в данном блоге в соц. сетях появились некоторые вопросы по поводу правильного негреховного суждения о людях. В разуме моем сразу всплыла одна статья Кена Сэнди (автор книги "Миротворец") под названием "Милостивый суд: противоядие от критики". Вот именно из нее хочу привести отрывок, который мне очень нравится:

Три суждения, которых стоит избегать

Стараясь повиноваться Божьему повелению судить милостиво, мы должны избегать трех ловушек. Во-первых, мы склонны судить негативно о качествах других. Если у нас уже сложилось негативное представление о человеке, мы подспудно, но с завидным постоянством начинаем собирать информацию определенного рода. Легко игнорируем или умаляем положительные черты характера человека, но упорно ищем в нем отрицательные, неприглядные стороны, преувеличивая их. Обнаружив качества, подтверждающие уже сформированное мнение, мы радостно за них хватаемся, убеждая себя (а иногда и других): «Вот видишь, я же говорил!». Одно критическое суждение влечет за собой другое, мы постепенно начинаем видеть характер человека в самом невыгодном свете, пока совсем не разочаровываемся в нем.

Вторая ловушка, в которую мы часто попадаем — видеть все самое негативное в словах и действиях человека. До нас доходят слухи, обрывки разговоров, мы видим какие-то эпизоды из жизни человека. И вместо того чтобы найти позитивное объяснение действиям человека, дать ему возможность оправдаться (Прит. 18:13), мы предполагаем самое плохое. Не замечаем доводов в его пользу, принимая только то, что свидетельствует против него. Кроме того, мы многое додумываем и в итоге выносим вердикт — человек поступил неправильно.

В одной маленькой церкви должен был выступать приглашенный проповедник. Он приехал пораньше и сидел в машине, внося в конспект последние изменения. Время от времени он клал в рот свой карандаш белого цвета, чтобы свободной рукой перевернуть страницу в Библии. Рядом с ним припарковался дьякон церкви, понаблюдал за проповедником, а потом зашел в церковь. Когда через несколько минут гость вошел в здание, он сразу же почувствовал враждебность со стороны целой группы дьяконов. Что-то было не так, и он спросил, чем обидел дьяконов. На что старший дьякон ответил: «Нам очень неприятно, что вы позволяете себе грешить прямо на парковке нашей церкви, курите сигареты, готовясь проповедовать Слово Божье с кафедры!» Можете представить, как стыдно стало дьякону, когда гость достал из кармана карандаш и рассказал, что всего лишь вносил изменения в конспект проповеди.

Третий и самый опасный вид критических суждений — подозревать самое плохое в мотивах людей. Некоторые циничны по отношению ко всему миру, они подозрительно относятся к мотивам окружающих; другие склонны видеть самое плохое только в определенных людях. В любом случае, результат один и тот же — они сразу же приписывают людям неправильные мотив, руководящие их поступками — гордость, жадность, эгоизм, желание контролировать ситуацию, бунт, упрямство, лицеприятие.

Таким образом, они говорят или думают: «Ему только деньги нужны», «Ей всегда надо быть первой, чтобы всех удивить», «Он слишком гордый, чтобы прислушиваться к советам», «Он просто хочет выжить нас», «Она слишком упрямая, чтобы признать свою неправоту». Все эти утверждения могут быть верными в определенных случаях, но чаще всего это неправда.

Итак, когда же мы можем составить правильное, адекватное мнение относительно движущих человеком мотивов? Когда человек сам открыто признает, что такие мотивы присутствуют, или же если есть неоспоримые факты, не предполагающие никакого иного вывода.

Но если твердых доказательств не существует, мы не можем считать себя вправе заглядывать в сердца людей и судить о движущих ими мотивах. Писание говорит, что только Бог видит сердце и только Он может судить о мотивах (см. 1 Цар. 16:7; Пс. 43:22; Прит. 16:2). Если мы считаем, что тоже на такое способны, мы тем самым оказываемся виновны в греховном предположении.

Все перечисленные разновидности критических суждений противоречат Божьей воле. Писание выносит грозное предупреждение всем, кто любит подозревать недоброе в действиях ближнего, не предоставляя ему возможности объяснить свою позицию (1 Тим. 6:4; Пс. 14:3, 49:19-20). Грех еще более усугубляется, если мы начинаем слушать и распространять сплетни о других людях (2 Кор. 12:20; Еф. 4:31). Джонатан Эдвардс говорит, что, веря критическим суждениям, распространяя их, мы «питаемся ими, как стервятники падалью». Именно этим мы и занимаемся, передавая злые слухи о человеке — раздаем гниющую плоть.

Такие критические суждения также идут вразрез в Божьей заповедью, изложенной в Иакова 4:11-12:

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Ответ на заданный Иаковом вопрос очевиден. Решившись критически судить о качествах людей, их словах, действиях и мотивах, мы берем на себя функции Бога. Только представьте, насколько такое поведение оскорбляет нашего Господа! Осуждая таким образом окружающих, мы уподобляемся врагу душ наших и служим его целям. Сатана преуспел в искусстве обвинения, он отец лжи, клеветник и неправедный судья святых (Иоан. 8:44; Откр. 12:10). Мы не должны следовать его примеру, использовать его методы и помогать ему в его злых планах.

Полностью статью можно прочитать ЗДЕСЬ


Tags: практическое христианство
Subscribe

  • Археологическая находка: оттиск печати царя Езекии

    igor-gerdov для alex-pro-1 Ниже текст статьи с сайта baznica.info Одной из самых обсуждаемых новостей дня стало сообщение об обнаружении в…

  • Археология и Библия

    Интересная и полезная статья от одного из моих преподавателей, а ныне заведующего кафедрой Ветхого Завета в семинарии "Мастерс": Недавние…

  • Пергамский алтарь

    Пергамский музей в Берлине берет свое название от древнего города Пергама, которому посвящен, пожалуй, самый большой зал музея. Нам повезло, что мы…

Comments for this post were disabled by the author