luther

Так о чем же говорил Петр?!

igor-gerdov для alex-pro-1

На прошлой неделе я уже делился некоторыми размышлениями о Втором послании Петра. На этой неделе мне хотелось бы продолжить эти размышления и поговорить о вопросе, который наверняка возникал у вас при чтении евангельских описаний преображения Христа.

Матфей, Марк и Лука описывают преображение Христа, причем каждый из них добавляет какие-то особые нюансы, которые помогают нам иметь перед глазами общую картину. И все три Евангелиста говорят о том, что Апостол Петр предложил Иисусу сделать три палатки (в Син. переводе стоит устаревшее и уже непонятное многим слово "кущи" - ср. Матф. 17:4; Марка 9:5; Лк. 9:34). Примечательно, что и Марк и Лука добавляют, что Петр предложил это, потому что "не знал, что сказать" , т.к. они были в страхе (Марка 9:6; Луки 9:33 "не зная что говорил").

Не знаю как у вас, но у меня возникал вопрос: "Ну с какой стати Петр заговорил о палатках? Причем тут это?"

Во время разбора Второго послания Петра, наш преподаватель сделал несколько интересных наблюдений по поводу этой истории:


1) Во 2 Петра 1:16 "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия". Интересно, что по мнению многих толкователей фраза "сила и пришествие" (греч. τὴν [τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ] δύναμιν καὶ παρουσίαν, где два существительных в вин. падеже связаны одним артиклем τὴν и союзом καὶ) - это гендиадис. Гендиадис - это фигура речи, выражающая одно понятие двумя лексическими единицами. Другими словами, в этом стихе слова "сила и пришествие" относятся к одному событию - к преображению Христа. И хотя дальше в этом послании Петр будет говорить о втором пришествии Христа, в данном случае эта фраза может относиться к описанию первого пришествия Христа. И это согласуется с Марка 9:1, когда за несколько дней до Своего преображения Иисус сказал Своим ученикам: "есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе".

2) В книге пророка Захарии мы видим описание будущего Царства Божия, когда Мессия будет Царем в Иерусалиме:

Зах. 14:9 " И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино"

Далее, в этой же главе пророк говорит о том, что народы соберутся в Иерусалим, чтобы вместе отмечать праздник кущей:

Зах. 14:16 "Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей"

Пророк Исаия также описывает грядущий пир в царстве в Ис. 25:6. Сам праздник кущей (или палаток) был заповедан в Левит 23:39-43, и цель этого праздника была в напоминании Израилю о событиях Исхода (см. ст. 43). В Луки 9:31 мы читаем о том, что Моисей и Илия беседовали с Иисусом об "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме". К тому же, все евреи ожидали пришествия Илии непосредственно перед установлением Царства (Малахия 4:5) и видимо с этим связаны вопросы учеников сразу после преображения (Мф. 17:10; Мк. 9:11)

Так что, когда Петр предложил сделать три палатки, с одной стороны он действительно не знал, что он говорит. Но возможно, его незнание связано не с тем, что он просто "ляпнул" первое что взбрело на ум, а с тем, что он неправильно понял Божий план. Возможно, он подумал, что то, что он видит (слава Христа, голос с небес, Илия, разговоры об исходе) - это уже явление Царства в силе и славе, поэтому он и предложил устроить палатки и вместе начать праздновать тот "грядущий" праздник кущей из Зах. 14:16.

Конечно, до тех пор пока мы сами не окажемся на том празднике кущей в Иерусалиме мы не сможем узнать точно, что же именно имел в виду Петр. Но, по крайней мере, данное наблюдение весьма интересно и проливает свет на некоторые детали преображения Христа.


Comments have been disabled for this post.