Коля 2

Что же Аполлос?

      nick_leliovskyi для AlexPro1

          В 1 Кор. 3:5 Павел спрашивает: «Кто Павел? кто Аполлос?» В самых ранних манускриптах[1]
написано: «Что, в конце концов, Аполлос? что Павел?». Этот вариант больше подходит как по смыслу, так и по контексту, ведь в ст. 7 сказано «7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто», а не никто

       Таким образом, Павел, пытаясь решить проблему единства в церкви, задаёт расколовшимся на группировки верующим вопрос: что же, на самом деле, представляют собой их кумиры?

       Вполне возможно, что Апостол Павел является самой выдающейся фигурой Нового Завета (естественно после Иисуса Христа). Аполлос же, как правило, малоизвестен даже среди опытных христиан. Давайте попытаемся ответить на вопрос «Что собой представляет Аполлос?»


В Деян. 18:24-28 мы читаем следующее:

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

       Аполлос, чье имя было сокращенной формой имени Аполлониус (лат. принадлежащий Аполлону, одному из самых выдающихся богов греко-римского пантеона) был родом из второго по важности города Римской империи в те времена и, несомненно, столицей науки. Город был основан в 331 г. до Р. Х. Александром Македонским, когда тот отвоевал Египет у персов. По некоторым данным к 1 веку население Александрии насчитывало около полмиллиона человек.[2] В городе обосновалась огромная еврейская диаспора, основавшая такую большую синагогу, что посреди неё была платформа, на которой находился человек с флагом, дававший сигнал, когда нужно было говорить аминь тем, кто находится в последних рядах.[3] Также, Александрия была городом, в котором был осуществлен перевод Ветхого Завета на греческий, получивший название Септуагинта, и считавшийся Библией ранней церкви.

       В Деяниях мы читаем о том, как этот иудей из Египта прибыл к своим соотечественникам в Ефес, а затем в Коринф. Я хотел бы обратить ваше внимание три выдающихся качества характера Аполлоса:

       Во-первых, он был сведущий в Писаниях. Выросши в Александрии, центре науки и образования, Аполлос не упустил свой шанс не только побывать в славной Александрийской библиотеке и известных греческих философских школах, но и стать экспертом в знании и толковании Св. Писания. Как было бы замечательно если бы и мы с вами ухватились за возможность данную нам Богом стать сведущими в Писаниях, тем более что в нашем распоряжении помимо тысяч библейских комментариев, словарей и книг находятся магистры дивинити, богословия и библейских наук, которые с радостью помогут вам разобраться в историческом контексте, значении и применении любого текста Писания. Мы видим с вами, что Аполлос, оказавшись в благоприятных для изучения Писания условиях – воспользовался своей возможностью.

       Во-вторых, Аполлос обладал не только знанием и красноречием, но и страстным желанием благовествовать и наставлять других в Господе. Лука говорит о нем: «горя духом, говорил и учил о Господе правильно». К сожалению, многим христианам сегодня не хватает этого страстного желания учить других о Господе. Как часто мы горим желанием познать истины из Божьего Слова и поделиться ими со своими братьями и сестрами, друзьями и знакомыми, чтобы предложить им благо для их души? Пример Аполлоса поощряет нас быть учениками Христа, с горящими сердцами и готовыми устами говорить о нашем Спасителе Иисусе Христе.

       В-третьих, Лука говорит об одном недостатке Аполлоса, а именно, что «он был наставлен в начатках пути Господня…, зная только крещение Иоанново». Аполлос верно учил тому немногому, что знал о Мессии и крещении покаянии Иоанна, но он не знал о крещении по вере в Иисуса Христа; другими словами, он знал определенные факты об Иисусе Христе, но не понимал их значения и применения.[4] Лука говорит нам о том, что «Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». В этом раскрывается самое важное, как мне кажется, качество Аполлоса – его способность к обучению. Не трудно представить себе, что многие на его месте могли бы воспротивиться Акиле и Прискилле, ведь в конце-концов он был образованным и талантливым учителем из Александрии, а они были скромными изготовителями палаток. Как часто мы с вами страдаем, думая, что нам нечему научиться у других, считая, что мы не нуждаемся в совете, ободрении и обличении. Притчи 26:12 предупреждают нас: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него». Однако Аполлос был не таким. Он знал Писание, страстно делился Словом с другими и был готов смиренно учиться у других.

       Последнее, что мы видим в этой истории это то, что, по всей видимости, характер, методы и красноречие Аполлоса способствовали тому, что он имел больший успех в евангелизационном служении среди евреев, чем Павел. Неудивительно, что у него была группа поклонников в Коринфской церкви.

      Однако здесь Павел показывает коринфской церкви правильный ракурс на разнообразие в служении. Уоррен Уирсби, как всегда, умело обобщает аргумент автора: «В любом поле нужны разные работники. Один подготавливает почву; другой сеет; третий вырывает сорняки; четвертый собирает урожай. Но каждый из них вкладывает свою лепту, и каждый заслуживает награды. «Как же вы несмышлены, сравнивая разных работников», говорит Павел. «Мы же все трудимся вместе. Я насадил, то есть основал церковь в г. Коринф; затем Аполлос полил это семя своей проповедью и служением; но урожай только от Господа. Ни я, ни Аполлос не заслуживают славы»![5]



[1] א A B 0289. 33. 81. 1175. 1506. 1739 lat co; Ambst Pel
[2] J. Alexander Thompson, “Alexandria” in ISBE (2nd ed.), ed. Geoffrey W. Bromiley (Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1995), 1:92.
[3] Там же.
[4] Simon J. Kistemaker, Acts, 668.
[5] Warren W. Wiersbe, Wiersbe’s Expository Outlines on the New Testament (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), 425.


Comments have been disabled for this post.