Коля

7 советов для проповеди по Ветхому Завету

7 советов для проповеди по Ветхому Завету[1]

1. Сосредоточьтесь на первоначальном контексте
Думать, что эти книги были написаны только для нас – одна из основных ошибок при проповеди из Ветхого Завета. Они были написаны для нас, но мы является второстепенными читателями. Ветхий Завет первоначально  был написан для израильского народа. Следовательно, мы, в первую очередь, должны задаться вопросом: «Что это значило для Израиля?» Какой проблеме посвящена эта книга? Мы часто задаёмся этим вопросом в изучении Новозаветных книг и посланий, но по какой-то причине пропускаем этот шаг, проповедуя по Ветхому Завету. Когда мы усвоим смысл, предназначенный для первоначальной аудитории, нам будет намного легче верно преподнести значение определенного текста для современных слушателей. См., к примеру, книгу Уолтера Кайзера На пути к экзегетическому богословию.



2. Ознакомьтесь с Ветхозаветной историей, географией, культурой
Этот совет тесно связан с предыдущим, так как невозможно понять первоначальный смысл для первоначальных читателей, не ознакомившись с исторической, географической и культурной обстановкой. Существует много введений и обзоров Ветхого Завета, а также краткие введения к каждой книге ВЗ в учебных Библиях, способствующих ознакомлению с культурно-историческим контекстом.
Мы не должны предполагать, что наши слушатели знакомы с культурно-историческим контекстом ВЗ. Прежде чем перейти к практическому применению, нам необходимо объяснить значение. Поэтому, начинающим проповедникам лучше браться за известные истории, потому что их культурно-исторический фон лучше знаком слушателям. Для этого мы должны научиться…

3. Обобщать и модернизировать
Как отмечалось ранее, одной из самых распространенных ошибок в проповеди по Ветхому Завету является игнорирование первоначального контекста. Однако нередко можно видеть то, как проповедник застрял в мире Древнего Ближнего Востока. Многие проповеди по Ветхому Завету не удались из-за того, что аудитория непроизвольно отключилась во время того, как проповедник изъяснял происхождение  жителей Гаваона или излагал альтернативные датировки Исхода.
Мы должны предоставить нашим слушателям ровно столько культурно-исторической информации, сколько необходимо для того, чтобы они представили себя на месте первоначальных адресатов книги, но мы должны научиться делать это лаконично и  так, чтобы информация была актуальна. Это значит, что мы должны уметь обобщать историю, географию и т.п., представлять информацию, не «застревая» в подробностях.
Также, мы должны показать актуальность этой информации, рассказав о том, как это выглядело бы сегодня. К примеру, используйте современные ситуации, события и страны для того, чтобы приобщить слушателей к древнеближневосточным перипетиям.

4. Проповедуйте по разным жанрам
[Подобно тому, как редкая птица долетит до середины Днепра] лишь редкий проповедник дойдет до середины Ветхозаветной книги, проповедуя стих за стихом. Я посоветовал бы проповедовать сериями из 3-4 проповедей по определенной книге. Поэтому, вы можете проповедовать несколько раз о жизни Авраама, по двум-трём псалмам, затем, возможно, коснетесь нескольких пророчеств, нескольких очевидных прообразов и т.д. Таким образом, вы поможете вашей церкви сформировать общее представление о Ветхом Завете, вместо того, чтобы стать экспертами лишь в одной книге.
Проповедуя так на протяжении нескольких лет, вы заложите основу исторического плана искупления, что позволит вам в будущем уделить больше внимания той или иной книге. Однако мне кажется, что любая серия проповедей по ВЗ, должна чередоваться с проповедью Нового Завета.

5. Ответьте на два следующих вопроса:
Изучая Ветхий Завет, можно задаться многими вопросами, но вот два главных: (1) Чему этот отрывок учит об Израиле и о Господе? и (2) Чему он учит их о Божьем пути спасения?
Предполагая, что израильтяне читали ВЗ с той же целью, что и мы, – познать Бога и получить спасение, – старайтесь ответить на следующий вопрос: «Чему о Боге и спасении научил их этот отрывок?»

6. Сохраняйте баланс между моральными уроками и христоцентричным толкованием
Не впадайте в крайности. Не посвящайте всё в каждой своей проповеди тому, как мы должны подражать (или избегать) примерам ВЗ героев. Также, не превращайте каждый ВЗ отрывок в путепровод к Иисусу Христу, не показывая им при этом важных морально-этических истин. Проповеди по ВЗ должны сохранять соответствующий баланс, хотя в некоторых случаях тот или иной аспект, несомненно, требует большего внимания.

7. Помните, что Ветхозаветные верующие были верующими
К сожалению, многие смотрят на ВЗ верующих в недоумении. На мой взгляд, самым распространенным мнениям является то, что они были теистами, то есть они имели некое общее представление о Боге (но не о Христе), к которому присовокупляли смесь добрых дел и жертвоприношений.
Если это действительно так, тогда мы не можем ничему научиться у них, так как у Бога есть два пути спасения, и на небе будет две очень разные группы людей – спасенных по благодати и спасенных по амальгаме веры, добрых дел и жертвоприношений. Это не самый лучший рецепт для совместного поклонения!
Несмотря на то, что ВЗ верующие не имели столь полного и ясного откровения о Божьем плане искупления, Евреям 11 и другие отрывки показывают нам, что он были спасены только благодати через веру в Мессию во славу Богу.


Comments have been disabled for this post.