Коля 2

1 Коринфянам 4:14-21 (подборка комментариев)

nick_leliovskyi для AlexPro1

Сравнивая себя с "духовным отцом" в 1 Коринфянам 4:14-21, Павел напомнил церкви о важных служениях, совершенных им ради нее.

Во-первых, Павел основал семью (4:14-15).

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Дональд Карсон комментирует:

Всё ещё нежно Павел напоминает, что именно он при­вёл их к Господу. В своём призыве он использует образ состоятельной семьи I столетия. С понятным преувеличе­нием Павел говорит коринфянам, что даже если бы у них были «тысячи наставников во Христе», у них есть толь­ко один отец. Наставником [греч. παιδαγωγος] в греческих семьях I столетия называли раба, которому поручали воспитание ребёнка (обычно сына). Он водил ребёнка в школу, забирал со шко­лы и следил за его поведением. Конечно, такой наставник имел определённую власть над ребёнком, но её не срав­нить с властью отца. Павел первым принёс Евангелие ко­ринфянам; в этом смысле только он был их «отцом», и ни­что не могло изменить этот факт.[1]

Уоррен Уирсби добавляет:

Важно отметить, что Павел не вменял себе в заслугу их обращения в веру. Их духовное рождение произошло во Христе и через Евангелие. Грешники рождаются заново через пастырское служение Духа и Слова Божьего (1 Пет. 1:23-25; Иоан. 3:6). Павел был "отцом", стоявшим рядом и помогавшим их рождению.




Во-вторых, Павел был примером семье (4:16-17).

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу [Эта фраза из 11:1, αθὼς κἀγὼ Χριστοῦ, содержится в нескольких поздних манускриптах. Хотя её не было в оригинале, она передаёт смысл слов Павла (Fee, 1 Corinthians, 183)]. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Карсон отмечает:

Поэтому, — пишет Павел, — умоляю вас: подражайте мне» (1 Кор. 4:16). Логика, предполагаемая словом «поэто­му», может ускользнуть от внимания современного читате­ля, потому что в наших семьях нет ожидания, что сын дол­жен следовать примеру отца в поведении, мировоззрении и даже профессиональной деятельности. Более того, многие из нас такие ярко выраженные индивидуалисты, что мы часто хвалимся своей независимостью как какой-то добро­детелью. Но в I столетии — и, по сути, в любой доиндустриальной эпохе — от сыновей ожидалось, что они будут подражать отцам. Если отец был пекарем, то сын, скорее всего, становился пекарем; если отец был овцеводом, то и сын почти наверняка становился им. От сына ожидалось, что он продолжит хранить семейные ценности, семейное наследие, имя семьи. По аналогии с укладом семейной жизни того времени Павел ожидает, что если он стал «от­цом» коринфян, то они должны подражать ему. [2]

Но в чем именно они должны были подражать Павлу? Один комментатор сказал об этом так:

Они должны быть готовы к тому, что из-за веры во Христа их будут бесчестить, сочтут за глупцов и слабаков... Они должны были осознать, что всё что они имеют они получили по Божьей благодати (3:10), что в них нет ничего экстраординарного (4:7). Они должны думать о себе как сельские разнорабочие (3:5), как слуги (4:1), ожидающие суда своего Господина, который рассудит, верны ли они (4:5). Они должны избавиться от споров и группировок, и вместе трудиться на Божьей ниве (3:5- 9). Они не должны стремиться показаться этому миру мудрым в его глазах, при помощи превосходства слова и мудрости, но вместо этого подражать тем, кто полагается на Божью силу, действующую в немощи, страхе и великом трепете (2:1- 4).[3]

Мак-Артур добавляет:

Зачастую труднее всего воспитывать своих домашних. Когда мы воспитываем кого-либо не из своей семьи, то эти люди, как правило, видят нас только в идеальных условиях, где нам легко поступать так, как подобает духовно зрелому человеку. Но наши дети видят нас всегда: они видят наше настроение, отношения и поступки. Они на личном опыте знают, соответствует ли наша жизнь тому, чему мы стараемся их научить. И если это не так, то большая часть наших наставлений и нравоучений пройдёт мимо их ушей. Даже если мы искренне любим своих детей, они предпочтут следовать нашим делам, а не нашим словам. Иметь благочестивых детей — это одно из требований, предъявляемых к пресвитеру (1 Тим. 3:4-5), потому что это хорошее свидетельство его собственного благочестия.  Воспитывать — это больше, чем просто учить правильным принципам; воспитывать — значит самому жить по тем принципам, каким учишь других (ср. 1 Тим. 4:12)».[4]

Карсон замечает:

Павел не может сказать всё в письме. Поэтому он ре­шает послать Тимофея, своего «возлюбленного и верного в Господе сына». Несомненно, он так усердно хвалит Ти­мофея, потому что хочет, чтобы коринфяне радушно при­няли его и относились к нему с уважением. Павел говорит коринфянам, почему он посылает своего коллегу: «[Тимо­фей] напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу вез­де, во всякой церкви» (4:17).[5]

В этом поручении есть две потрясающие истины. Во-первых, Павел посылает Тимофея не просто изложить ве­роучение, а напомнить коринфянам «о путях [Павла] во Христе». Библейское христианство заключает в себе как вероучение, так и образ действий; как убеждение, так и поведение. Иногда элементарные истины Писания не по­нимаются или не принимаются, и необходимо ещё раз по­вторить самые основы. Однако здесь возникает впечатле­ние, что наибольшая и самая главная проблема коринфян в том, что они не живут согласно тому, во что верят. Судя по первым четырём главам этого послания, многие корин­фяне не понимали взаимосвязи между тем, во что они ве­рили, и тем, как должны были жить. Они, не задумываясь, утверждали, что Христос умер за их грехи и воскрес, но не могли постичь, как эта историческая реальность, этот кульминационный момент в Божьем искупительном плане должен влиять на их жизнь. Поэтому Павел посылает Ти­мофея, чтобы напомнить читателям «о [его] путях» — об­разе жизни, в котором отражается мировоззрение Павла.

Это предполагает, что служитель обязан не только про­возглашать Евангелие, но и учить тому, как Евангелие про­является в повседневной жизни и отражается на поведе­нии. А это требует объяснения и наглядного примера.[6]

Также, Уирсби:

Детям присуще подражать своим родителям, как в хорошем, так и в плохом. Маленькие дети учатся сначала на примерах, а потом уже путем объяснений. Когда Павел был пастырем церкви в Коринфе, он дал ее членам пример любви, преданности Христу, жертвенности и служения. "Подражайте мне, как и я Христу" (1 Кор. 11:1). Павел был хорошим примером, потому что он следовал величайшему из всех примеров, Иисусу Христу.


В-третьих, Павел хранил верность, призывая семью к дисциплине (4:18-21).

18Как я не иду к вам,[7] то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

Уирсби замечает:

Волю ребенка необходимо победить, но не уничтожить. Пока жеребенок не объезжен, он опасен и бесполезен, но как только он научится повиноваться, то становится кротким и полезным. Гордость - ужасная вещь в христианской жизни и в церкви. Греховная закваска (5:6-8) сделала коринфян "надменными" до того, что они говорили: "Павел к нам не приедет! Он храбрец только на словах!" (2 Кор. 10:8-11). Павел проявлял терпение в отношении неповиновения, но на этот раз он предупредил, что пришло время их наказать. Павел не был похож на беспомощную современную мать, кричащую на сына: "В последний раз делаю тебе последнее предупреждение!"

Карсон объясняет:

Когда Павел придёт, он испытает «не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божье не в слове, а в силе» (4:19-20). Чтобы понять это предупреждение, важно ещё раз вспомнить ход дискуссии. Павел говорит, что он проверит не слова этих надменных людей, а их силу. Сразу вспоми­наются рассуждения в 1-й главе послания. Коринфяне от­равились «мудростью мира», и этим самым они лишали силы крест Христов (1:17). Они настолько были очарова­ны формой и риторикой, что похвальба с красноречием для них стала важнее Евангелия. Сила же Евангелия луч­ше всего проявляется в его провозглашении, а не в споре с людьми, больше заинтересованными в саморекламе, чем в Божьей силе (2:1-5). Однако Павел, придя, не будет восхи­щаться риторикой; его не интересует, как эти гордые люди говорят, насколько они красноречивы. Его интересует только одно: в чём их сила? В свете 1:18-2:5, сила Еванге­лия — это сила прощать, преображать, вызывать людей из тьмы в царство Божьего Сына. Простые слова не изменят человека; изменить его может только Евангелие. Поэтому Павел спросит об их «послужном списке»: кого их красно­речие преобразило и привело к познанию распятого Мес­сии? Он разоблачит их религиозное пустословие».[9]

Уирсби:

Верные родители должны наказывать своих детей. Недостаточно учить их и быть для них примером - их следует также наказывать, когда они неразумно бунтуют и отказываются повиноваться. Павел предпочел бы прибывать в кротости и совладать с их грехами спокойно, но их собственное поведение затрудняло это. Они были надменны - и даже горды своим неповиновением (5:1-2).

Этот отрывок готовит почву для следующих двух глав, относящихся к дисциплине в местной общине. В коринфской общине было немало греха, и Павел готов принять против него меры. Он уже написал им об этом (5:9), но прихожане не подчинились его воле. И тогда некоторые из более духовных членов церкви обратились к Павлу (1:11; 16:17) и поделились с ним своими заботами. И некоторые церковные руководители обращались к нему за советом (7:1), и Павел молился о том, чтобы они послушали совета, который он им рекомендовал.

Один из принципов жизни состоит в том, что те, кто не управляют собой, должны управляться другими. Страховые компании и врачи призывают водителей пристегиваться ремнями безопасности, но многие от этого отказываются. Поэтому правительство приняло за кон, требующий, чтобы водители пристегивали ремни. Если они не будут повиноваться, их будут наказывать.

Павел дал коринфской церкви возможность привести свой дом в порядок. В последующих главах он объясняет, каким образом следует управлять церковью по воле Бога. К сожалению, церковь не выказала немедленного повиновения. Павлу срочно пришлось нанести визит в Коринф, и его впечатления от этого визита были весьма тяжелыми (2 Кор. 2:1; 12:14; 13:1). Тогда он написал им весьма суровое послание (7:8-12); его, возможно, доставил Тит.

Ко славе Божией, проблема была в основном ликвидирована. Пришлось еще принять кое-какие дополнительные меры (2 Кор. 12:20 - 13:5), но кризис миновал.

Нелегко быть проповедником Иисуса Христа. Как домоправитель, проповедник должен быть верен своему Хозяину независимо от того, что говорят или делают другие люди. Его собственные духовные дети могут огорчать его, и им приходится на это указывать.

Верные слуги Бога достойны нашей любви, уважения, повиновения и молитвенной поддержки.




[1] Карсон, Крест и христианское служение, 112.
[2] Карсон, Крест и христианское служение, 113.
[3] Garland, 1 Corinthians (BECNT), 147.
[4] Мак-Артур, 140.
[5] Карсон, Крест и христианское служение, 113-14.
[6] Карсон, Крест и христианское служение, 114.
[7] как если бы я не должен был придти к вам (перевод Кассиана)
[9] Карсон, Крест и христианское служение, 114.


Comments have been disabled for this post.