hands of prayer

Божий призыв: общий и частный

Основное значение глагола καλέω – «звать», «приглашать» или «призывать». Призвание людей ко спасению – важная часть божественного промысла. Однако Библия говорит о Божьем призвании в разных смыслах. С одной стороны, Бог призывает всех людей без исключения. К примеру, ко всем людям обращен следующий призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…» (Матф. 11:28). Как минимум трижды в разных ситуациях Христос повторял фразу «много званых [κλητοί], а мало избранных»: в доме у одного из начальников фарисейских до того, как пройти мимо Самарии (Лук. 14:24), в Заиорданье по пути в Иерусалим (Матф. 20:16) и в иерусалимском храме (Матф. 22:14). В первом и третьем случаях эта фраза была произнесена в связи с притчей о брачном пире и относилась к вечному спасению. Этот момент хорошо иллюстрирует окончание притчи в Евангелии от Матфея: «Тогда сказал царь слугам: “Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю”; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых [κλητοί], а мало избранных» (Матф. 22:13-14). Во втором случае эта фраза была сказана в связи с притчей о работниках в винограднике, которая иллюстрирует истину о небесной награде: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых [κλητοί], а мало избранных» (Матф. 20:16). В обеих притчах призыв направлен максимально широко – потенциально ко всем людям. Да и сама фраза «много званых, а мало избранных» подразумевает, что количество избранных меньше, чем количество званых. Этот вид призыва можно назвать общим, или универсальным. Он звучит через проповеди, которые призывают всех людей к покаянию и небесному блаженству. Неизбранные отвергают и до конца своей жизни продолжают отвергать этот призыв. Избранные могут отвергать его долго, но в конце концов принимают.

Другой вид Божьего призыва, о котором говорит Новый Завет, можно назвать особым, или частным. Это внутреннее действие Святого Духа, посредством которого Бог сверхъестественным образом призывает душу человека обратиться к Нему. С этим призывом Господь обращается только к избранным, поэтому «призвание» выступает синонимом «избрания», а термин «призванные» становится одним из наименований спасаемых.

К примеру, апостол Павел обращается к верующим: «Ибо смотрите, братья, на призвание [κλῆσιν] ваше: не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но безумное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» (1 Кор. 1:26-27; пер. Кассиана). Слова «призвание» и «избрал» в этих стихах параллельны друг другу и относятся к одной и той же группе людей. Апостол Петр тоже говорит о Божьем призвании и избрании совокупно: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание [κλῆσιν] и избрание…» (2 Пет. 1:10). Действительно, призвание и избрание – это две стороны одной медали: всех, кого Господь избрал от вечности, Он обязательно призовет к Себе во времени. Именно это утверждает Павел: «Мы же должны благодарить Бога всегда о вас, братья, возлюбленные Господом, потому что избрал вас Бог от начала ко спасению в освящении Духом и в вере истине, к чему и призвал Он вас чрез Евангелие наше, к получению славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 2:13-14; пер. Кассиана). В то время как избрание, согласно этому тексту, состоялось «от начала», то есть еще до сотворения мира (ср. Еф. 1:4), призвание происходит «через Евангелие» – то есть через проповедь о Спасителе в настоящем, в контексте земной истории.

В Послании к римлянам 11:28-29 параллель между избранием и призванием применяется к израильскому народу: «…в отношении к избранию, [они] возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание [κλῆσις] Божие непреложны». Сначала Павел пишет об избрании, а потом, объясняя эту идею, говорит: «Ибо… призвание…» И то, и другое слово в данном тексте выступают синонимами.
Таким внутренним, особым призывом Господь призывает не всех, а только тех, кого Он предопределил: «А кого Он предопределил, тех и призвал [ἐκάλεσεν]…» (Рим. 8:30). И даже если избранные отвергают этот призыв на протяжении многих лет, в конечном итоге он оказывается эффективным. Иными словами, призываемые таким призывом обязательно рано или поздно откликнутся и получат оправдание: «…а кого призвал [ἐκάλεσεν], тех и оправдал…» (там же). В этом его коренное отличие от общего призыва.

Поскольку особый призыв Божий распространяется только на детей Божьих, спасаемых и освящаемых Иисусом Христом, термин «призванные» нередко в Новом Завете выступает синонимом термина «христиане». К примеру, Павел называет верующих «призванными [κλητοὶ] Иисусом Христом» (Рим. 1:6), «призванными [κλητοῖς] святыми» (Рим. 1:7 и 1 Кор. 1:2), используя эти эпитеты как самостоятельные наименования в обращениях. Он же называет христиан «призванными [κλητοῖς] по изволению» (Рим. 8:28) и пишет, что они «призваны [ἐκλήθητε] в общение Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор. 1:9). Сходным образом, Иуда обращается к верующим как к «…возлюбленным в Боге Отце и сохранённым для Иисуса Христа, призванным [κλητοῖς]» (Иуд. 1; пер. Кассиана).

Cover Zamysel

Приобрести:
ePub для iBooks и т.п. (пока недоступен для российских аккаунтов)
mobi для Kindle (доступен для всех аккаунтов)

Comments have been disabled for this post.