Коля 3

Что должен был знать Никодим?

nick_leliovskyi для AlexPro1

Во время недавно закончившейся Пасторской конференции в Лос-Анджелесе, я побывал на очень интересном семинаре «Что должен был знать Никодим? Очередной взгляд на рождение свыше в Ветхом Завете».

Д-р Бэррик (к слову, один из моих самых любимых преподавателей) начал семинар с интригующего вопроса: «если бы Вы были на месте Никодима в Ин. 3, где бы Вы указали на учение о рождении свыше в ВЗ?» Как правило, стандартным ответом является ссылка книгу пророка Иезекииля 36:25-27.



Однако д-р Бэррик обратил внимание аудитории на очевидное: этот отрывок не упоминает рождение непосредственно. Далее он предположил, что самое однозначное учение ВЗ о рождении свыше находится в Пс. 86:

1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.
2 Основание его на горах святых.
Господь любит врата Сиона
более всех селений Иакова.
3 Славное возвещается о тебе,
град Божий!
4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне;
вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, - скажут:
"такой-то родился там".
5 О Сионе же будут говорить: "такой-то и такой-то муж родился в нем,
и Сам Всевышний укрепил его".
6 Господь в переписи народов напишет:
"такой-то родился там".
7 И поющие и играющие,
-  все источники мои в тебе.
87:1 Песнь. Псалом, Сынов Кореевых.

Основная часть семинара была посвящена экспозиции этого псалма, в которой д-р Бэррик показал ясное учение о новом рождении в этом псалме. Совершенно новым для меня было то, что в 5 ст. в Септуагинте сказано не просто Сион, а «Μήτηρ Σιων» (Матерь Сион), что весьма интересно в свете Гал. 4:26, где Павел говорит: «а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам». Таким образом, количество верующих иудеев будет дополнено верующими язычниками, так что потомство давно бесплодного Иерусалима превзойдет былое число (см. Исайи 54:1-3; 66:7-14).

Хотя некоторые комментаторы толкуют ст. 5-6—в том смысле, что речь идет о иудеях, рожденных в диаспоре.  Однако даже один еврейский раввин отмечает: «главный урок, которому учит этот псалом, состоит в том, что Сион – место рождения всех, кто приходит в него служить Богу, даже тех, кто не является этническими иудеями из далеких стран». [Amos Hakham, Psalms, 3 vols., Koschitzky Edition (Jerusalem: Mosad Harav Kook, 2003), 2:300].

Отсюда вывод: речь идет не о естественном, а о сверхъестественном рождении ср. Иоанна 3:10 и 4:19-24.

Скачать аудио семинара (на английской языке) можно тут.


Comments have been disabled for this post.