hands of prayer

Реформаторы об отношении к властям

В связи с политическими потрясениями, постигшими наше общество в последнее время, русскоязычный протестантизм начинает усиленными темпами осмысливать свою гражданскую позицию. Процесс этот сложный и многогранный, и у меня нет цели даже пытаться на каком-то поверхностном уровне проанализировать его целиком. Ограничусь лишь парой коротких штрихов.

Во-первых, из наблюдений за постингами в соцсетях становится очевидным, что христиане Украины в целом более политизированы (старожилы утверждают, что так было всегда; не знаю, не мне судить). Это выражается в обилии записей на политические темы. Нередко высказывания политических активистов, к сожалению, содержат оскорбления в адрес власть предержащих и язвительные выпады в адрес христиан иных политических воззрений. Я понимаю, что есть исключения, и даже множество исключений. Но, к сожалению, наиболее активные пользователи интернета зачастую оставляют именно такое впечатление.

Во-вторых, меня очень удивило, что в рассуждениях о гражданской позиции у русскоязычных протестантов стали мелькать ссылки на Густаво Гутьерреса и Дитриха Бонхеффера. Хм… Конечно, хочется поблагодарить, что не на Томаса Мюнцера, Джеймса Коуна или Малькольма Икс. Но все же давайте отделять яблоки от апельсинов. Густаво Гутьеррес – это представитель латиноамериканского «богословия освобождения», которое в традиционных евангельских кругах всегда считалось в богословском отношении – неортодоксальным, а в социальном отношении – радикальным. Да, конечно, были среди протестантов и радикалы типа Цвиккауских пророков. Но они никогда не составляли ядро и не отражали суть протестантизма. Так давайте спросим себя: хотим ли мы ассоциироваться с подобными радикальными движениями?

В-третьих, некоторые евангельские христиане путают протестантов и протестующих, видимо, по созвучию. Почему-то у некоторых возникла ошибочная ассоциация между Гусом, Лютером, Кальвином и протестами против коррумпированных властей. На самом деле реформаторы выступали против неверного богословия средневековой Церкви, однако НЕ призывали выходить на баррикады против земных властей, сколь коррумпированными бы ни были эти власти в их время. Я надеюсь, что в будущем можно будет продемонстрировать это на примере многих богословов протестантской Реформации. Пока же позвольте привести несколько цитат одного из реформаторов, имя увидите в конце. Итак, вот что один из известнейших реформаторов писал об отношении к властям. Среди обилия материала я специально подобрал те цитаты, которые говорят о коррумпированных властях и об отношении к мятежу против власти.

  • «…Те, кто по воле Божьей живут под властью государей и являются их подданными, не должны присваивать власть себе и впадать в искушение, поднимая мятеж или требуя перемен. Такое стремление было бы не только безумным и бесполезным, но также пагубным и нечестивым». (с. 473)

  • «Ибо власть дана государям для того, чтобы охранять спокойствие во вверенных им пределах, подавлять мятежи бунтовщиков… Так могут ли они найти ей лучшее применение, чем противостоять возмутителям спокойствия всего общества и каждого человека в отдельности, зачинщикам мятежей…» (с. 478)

  • «…Допустимо также довольно широко использовать [подати и налоги] и для поддержания высокого уровня частной жизни государя, который приличествует его положению и некоторым образом связан с величием его служения». (с. 479)

  • «И пусть никто не обманывается: нельзя противиться начальствующему, не противясь Богу». (с. 488)

  • «Но чаще всего мы видим, что большинство государей уклоняются от правого пути. Одни бездумно предаются наслаждениям и удовлетворению собственных вожделений, вовсе не заботясь об исполнении своего долга; другие охвачены алчностью и пренебрегают всеми законами, привилегиями, правилами и судами; третьи грабят простой народ, чтобы добыть средства для своего безудержного расточительства; четвертые занимаются настоящим разбоем, грабя дома, насилуя девиц и замужних женщин и убивая ни в чем не повинных людей. <…> Однако если мы обратимся к Слову Божьему… …Оно требует от нас повиновения не только тем государям, которые праведно исполняют свое служение и свой долг, но и вообще всем вышестоящим, хотя бы эти люди менее всего исполняли то, что подобает их званию». (с. 489)

  • «Поэтому правители, пекущиеся в своем правлении исключительно об общем благе, являют в себе истинный образ Божий и пример его доброты, а творящие неправду и насилие поставлены Им в наказание народу за его нечестие. Но и те и другие равно имеют достоинство и величие, данное законным властям». (с. 489–490)

  • «Поэтому если нас жестоко мучит бесчеловечный правитель, или грабит алчный, или обирает расточительный, или презирает нас и пренебрегает нами беспечный, если, более того, нас печалит из-за имени Божьего правитель неверующий и богохульный, – вспомним преступления, совершенные нами против Бога (Дан. 9:7), которые, несомненно, и наказываются этим бичом. И тогда мы сумеем обуздать свое нетерпение смирением». (с. 493)

  • «Хотя наказание утратившего меру господства [т.е. несправедливого правителя] есть отмщение Божье, отсюда еще не следует, что оно дозволено и поручено нам. У нас есть другая заповедь – повиноваться и терпеть».

Все эти цитаты были взяты из книги Жана Кальвина «Наставление в христианской вере», том 3 (книга 4). Номера страниц указаны в скобках рядом с цитатами.
 

Comments have been disabled for this post.