hands of prayer

Благодарность за Божье избрание

Вторая причина, почему теория «вечного настоящего» не дает удовлетворительного решения парадоксу свободной воли и предопределения, заключается в следующем. Логическая последовательность не только не исключается отсутствием времени, но и требуется библейским богословием. Иными словами, Библия не только показывает, что человеческое решение логически подчинено избранию, но и объясняет причины и богословскую значимость такой подчиненности.

Вы никогда не задумывались, почему Библия так часто повторяет, что дети Божьи были избраны еще прежде создания мира? Кажется, если бы между избранием и человеческим решением не было ни хронологической, ни логической последовательности, то в таком повторении не было бы большого смысла. Не было бы совершенно никакой разницы, избрал ли нас Бог до создания мира или после оного, так как у Бога нет ни «до», ни «после». Тем не менее, Библия настаивает на хронологической приоритетности избрания. Почему?

Cover Zamysel

Нетрудно заметить, что в большинстве случаев хронологическая приоритетность избрания служит причиной для хвалы Богу. К примеру, в Послании к ефесянам 1:3-4 апостол Павел пишет: «Благословен Бог… так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира…» В следующих стихах он продолжает: «…предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей…» (Еф. 1:5-6). Точно так же, во 2-м Послании к фессалоникийцам избрание «от начала», до создания мира, служит основанием для благодарности Богу: «Мы же должны благодарить Бога всегда о вас, братья, возлюбленные Господом, потому что избрал вас Бог от начала ко спасению в освящении Духом и в вере истине…» (2 Фес. 2:13; пер. Кассиана).

Однако, если нет ни логической, ни хронологической приоритетности между избранием и обращением, то какой может быть причина для благодарности за избрание? При отсутствии причинно-следственных связей единственная причина для благодарности за избрание сводится к тому, что Божье избрание никак не повлияло на человеческое решение. Но за это ли благодарит Бога апостол Павел? Такая благодарность выглядела бы нелепой. Разумеется, это не исключает благодарности за другие аспекты спасения: за Божью милость, за исполнение Его обетований и т. д. и т. п., – но это не есть благодарность за избрание. В рассматриваемых стихах Павел говорит не об этом.

Рассмотрим другой вариант. Если Бог избирает на основании предузнания тех, кто решит обратиться ко Христу, то человеческое решение имеет логический приоритет перед Божьим избранием. Само по себе Божье избрание не производит в человеке никаких действенных изменений. Какой может быть причина для благодарности за избрание в таком случае? Если избрание – не причина человеческого решения, а следствие, то за что тогда и благодарить? Похоже, что тогда причина для благодарности за избрание сводится к тому, что Бог сумел предузнать тех, кто покается. Но это уже благодарность не за избрание, а за способность знать заранее.

Единственный вариант, который наиболее естественно объясняет благодарность Господу за избрание, – это логическая приоритетность Божьего избрания перед человеческим решением. Тогда действительно благодарность за избрание принимает самое прямое и самое полное значение. Мы благодарим Бога за то, что Он нас избрал, потому что Его избрание стало непосредственной причиной нашего спасения. Если наше решение обратиться ко Христу – следствие Божьего избрания, то у нас есть все основания для горячей благодарности Богу за то, что Он нас избрал.

___________________________________________
Приобрести книгу "Замысел Вседержителя":

Файл ePub на iTunes
Файл mobi на Амазоне (Kindle)
Бумажный экземпляр почтой
___________________________________________

Посмотреть другие ресурсы от соавторов данного блога

Comments have been disabled for this post.