hands of prayer

Греховная природа человека

Третий вопрос: смягчает ли вину наличие греховной природы? Это один из самых важных вопросов в данной теме. И недопонимание возникает у очень многих людей. Некоторое время назад один человек написал мне письмо. Я приведу выдержки из письма с небольшими изменениями.
    Если человек родился таким, изначально не способным к добру, если он по природе своей НЕ СПОСОБЕН стать другим, то он не может, конечно, «заслужить» Небесное Царство, но он НЕ ВИНОВАТ.

    Если человек родился недееспособным, его определяют в спец. интернат. Он по природе НЕ СПОСОБЕН быть нормальным человеком, но он может причинить вред остальным. Он НЕ ВИНОВАТ, но, так как его присутствие среди других людей может быть небезопасным, его изолируют. …В спец. интернат определяют не за вину / не за поступок, а за то, что он НЕ СПОСОБЕН быть другим, просто потому что он родился таким. Даже если он совершит преступление, его не посадят в тюрьму. <…> В тюрьму определяют тех, кто мог не стать преступником, но стал.
Но давайте посмотрим, действительно ли наличие греховной природы оправдывает поступки человека. В первую очередь обратим внимание на то, как говорит о своей греховной природе Давид. Сначала он говорит: «Тебе, Тебе единому согрешил я…» (ст. 6), а только потом – «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (ст. 7). Он не говорит наоборот: «Вот, я в беззаконии зачат… Поэтому против Тебя согрешил я». То есть, он говорит о своей врожденной греховности не оправдывая себя – мол, я и не мог поступить иначе, ведь во грехе родила меня мать моя! Нет, он говорит об этом так, что как бы усугубляет свою вину: «Против Тебя согрешил я, но и мало того – я вообще греховен с самого рождения!» Таким образом, в этом псалме греховная природа не оправдывает вину, а усугубляет ее.

Обложка

Почему именно так? Почему наличие греховной природы не оправдывает человека, не смягчает его вины, а усугубляет вину? Попробую назвать три причины.

Для начала давайте подумаем над таким примером: представим себе, что одно и то же действие совершили два разных животных с разной природой: крокодил и мышка. Представим себе, что крокодил убил человека, что периодически случается в мире. И представим себе, что мышка убила человека, ну, знаете, как это бывает: мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало… кому-то на голову… и умер человек. Так вот, разве от того, что у крокодила такая природа – убивать, мы будем относиться к нему с меньшим отвращением или меньшим осуждением? Напротив, если мышка бежала, хвостиком махнула и убила человека, мы будем понимать, что данное убийство – случайность, потому что это не свойственно ее природе. Если же крокодил убил человека, мы понимаем, что данное убийство – не случайность, а закономерность, потому что убийство в крови у крокодила.

Так и с человеком: если его природа чиста и невинна, то грех – это случайность, досадная оплошность, а значит, заслуживает снисходительного отношения. Если же его природа порочна, то грех – это закономерность, это уже не однократная случайность, а повторное преступление рецидивиста, на которого судья смотрит и понимает, что он не изменится.
Христос говорил фарисеям: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф. 12:34). В этих словах нет никакого оправдания фарисеям за то, что они не могут говорить доброе. То есть, как вы понимаете, Христос не имеет в виду: «Ну кто же вас будет судить, что вы говорите злое – ведь вы же сами злы…» Или: «Я не осуждаю вас, что вы говорите злое – вы ведь порождения ехиднины…» Нет, греховная природа нисколько не смягчает вины, но, наоборот, усугубляет ее.

Таким образом, первый ответ, почему греховная природа не смягчает нашу вину, заключается в следующем: наличие греховной природы показывает, что грех не случайность, а закономерность. Греховная природа – это то, что делает нас в глазах Божьих не случайными преступниками, а закоснелыми рецидивистами.

Вторая причина, почему греховная природа не смягчает нашей вины, заключается в том, что «природа» не есть что-то отдельное от человека. Мы не можем сказать: «Я согрешил, потому что кто-то другой – моя природа – заставил меня». Нет! Природа – это и есть сам человек. Я согрешил, потому что я склонен грешить, потому что я люблю грех и постоянно, раз за разом выбираю грешить.

Третья причина, почему греховная природа не смягчает нашей вины, заключается в следующем: мы не лишены возможности поступать правильно. Грешник – не сумасшедший, который не дает отчета в своих действиях. Грешник знает, что есть добро и зло, но сознательно избирает преступить закон Божий. О том, что мы не лишены возможности поступать правильно, свидетельствует также и то, что не каждое наше действие является грехом. Хотя грех присутствует в нас постоянно, не всё, что мы делаем, есть грех. Мы не лишены возможности выбирать добро. И даже неверующие люди способны искренно творить благие (по крайней мере, с обычной человеческой точки зрения) поступки. Древние богословы описывали нынешнее состояние невозрожденного человека словами «не может не грешить» (non posse non peccare). Но это не значит, что человек наряду с грехом не может творить какое-то добро, пусть даже запятнанное грехом и несовершенное.

Полная испорченность человеческой природы подразумевает, что человек имеет моральную способность не грешить, но не имеет духовной способности не грешить. Иными словами, никто нас не удерживает насильно от праведных поступков. Единственное, что нас заставляет грешить, – это наша любовь к греху.

Нас в нашем греховном состоянии нельзя сравнивать с невменяемыми людьми, которых помещают в специализированные интернаты и которым не засчитывается вина за преступления. Данная аналогия здесь не применима, так как мы все грешим добровольно и в здравом сознании. Об этом Давид и пишет в следующем стихе нашего псалма. Псалом 50:8: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость». Иными словами, Давид признает, что его грех не был неосознанным, по незнанию и т. п. У него в сердце была истина, внутри него Богом была заложена мудрость, достаточная для того, чтобы отличить добро от зла. Поэтому его грех был вполне осознанным. Итак, испорченность и греховность нашей природы не смягчает нашей вины, а, напротив, усугубляет ее.

Приобрести книгу:
Файл ePub на iTunes
Файл mobi на Амазоне (Kindle)
Бумажный экземпляр почтой

Comments have been disabled for this post.