hands of prayer

Не от желающего и не от подвизающегося

Далее, что включает в себя фраза «не сделали ничего доброго или худого»? Как было показано выше из сравнения 12-го и 16-го стихов [Римлянам 9 гл.], эта фраза должна включать в себя все, что человек делает в самом широком смысле: его поступки, слова, мысли и даже желания. Павел не случайно подчеркивает, что избрание состоялось еще до рождения Иакова и Исава: «…когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого…» Однако до рождения человек не может не только сделать какое-то дело в узком смысле этого слова, например, праведный или греховный поступок. До рождения человек не может даже пожелать чего-либо (ср. ст. 16: «не от желающего»). Несомненно, до рождения человек не может и верить[1].

Cover Zamysel

Таким образом, Павел подчеркивает, что основание избрания находится не в человеке. Никакое качество человека: ни его действия, ни его слова, ни его стремления, ни его вера, – не может служить основанием избрания. Потому что в противном случае было бы «от желающего» и «от подвизающегося», а не «от Бога милующего» (ст. 16). См. более подробное обсуждение этого момента выше.



[1] Этот важный момент не учитывает Пикирилли, который пишет: «Павел говорит, что избрание Иакова-Исава, происшедшее до их рождения, опровергает идею избрания делами. Если бы выбор был основан на делах человека, значит, он не мог бы происходить по благодатному промыслу “Того, Кто призвал”. Но поскольку сам Павел… утвердился “верой”, в противоположность “делам”… то спасение “верой” ничем не противоречит тому, что он говорит в Рим. 9:11» (Роберт Е. Пикирилли. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения. СПб. : Библия для всех, 2002. С. 95–96; курсив как в оригинале). Хотя мы согласны, что «спасение “верой” ничем не противоречит тому, что [Павел] говорит в Рим. 9:11», мы утверждаем, что избрание, основанное на предузнании человеческой веры, прямо противоречит тому, что говорит апостол Павел. Кто-то мог бы сказать: но ведь Бог может заранее предузнать веру человека? Да, как Он может заранее предузнать и его дела. Однако Павел ничего не говорит об этом. Он совсем не привлекает в своем аргументе идею предузнания. Напротив, он акцентирует внимание на прямой хронологии событий, чтобы исключить человеческое основание избрания: «…когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого…» Если до рождения они не могли что-то сделать, то ясно, что не могли и уверовать.

__________________________
Заказать книгу:
Файл ePub на iTunes (пока что недоступен для российских аккаунтов; о путях решения этой проблемы см. по ссылке)
Файл mobi на Амазоне (Kindle)
Бумажный экземпляр почтой
__________________________

Comments have been disabled for this post.