luther

Фома Кемпийский о смирении

igor-gerdov для alex-pro-1

За последние пару месяцев мне пришлось исследовать немало литературы о двух очень крупных богословских спорах в истории церкви (спор об иконоборчестве в трактатах Иоанна Дамаскина и спор между Востоком и Западом об исхождении Святого Духа). Теперь, завершив эти два проекта, за этот месяц мне предстоит дописать дипломный проект о дебатах вокруг понимания спасения между православными и протестантами в XV-XVI веках, делая особый акцент на роли патриарха Кирилла Лукариса и его исповедании (если кто вспомнит, буду благодарен за ваши молитвы за этот проект).

Ни для кого не секрет, что исследование любой полемики нередко и даже часто, сопряжено с эмоциями. При этом, вместе с познанием истины и приобретением знания может закрасться грех, который Джерри Бриджес называет "гордостью правильных доктрин" (см. Джерри Бриджес, Терпимые грехи [Киев: Нард, 2014], 127). Последние несколько недель также выдались плодовитами на обсуждения, комментарии, репосты и т.п. в  христианских блогах. В связи с этим, у меня есть желание поделиться очень важным практическим напоминание Фомы Кемпийского (1380-1471), которое он записал в своем произведение "О подражании Христу". Это напоминание я прежде всего отношу к самому себе. Также само по себе это напоминание не уменьшает важности или актуальности некоторых вопросов, но оно призывает каждого к изучению собственного сердца и к рассмотрению атмосферы, в которой ведутся эти обсуждения.

Всякий человек по природе желает знания; но в знании без страха Божия какое благо? Лучше, поистине, смиренный поселянин, кто Богу служит, чем гордый мудрец, кто, о душе не помышляя, исследует ход небесных светил. Кто себя самого хорошо знает, тот о себе самом низко думает и не услаждается человеческими похвалами. Если знаю все, что есть во вселенной, а в любви не пребываю, что пользы мне в том пред Богом, Который по делам будет судить меня? Усмири в себе излишнее желание знаний; от него тебе прибудет великое рассеяние и обольщение. Знающие любят, чтоб их почитали мудрецами. Много есть такого знания, от которого мало пользы душе или никакой пользы не бывает, и весьма безумен тот, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению. Множеством слов не насытится душа, а благою жизнью мысль освежается, и чистая совесть дает крепкую уверенность в Боге. Чем больше и чем совершеннее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибавится тебе от этого святости в жизни. Не превозносись же никаким искусством и никаким знанием, а лучше убойся данного тебе таланта. Если кажется тебе, что многое знаешь и разумеешь достаточно, пойми, что несравненно больше еще того, чего не знаешь. Не высокомудрствуй, но лучше признавай свое неведение. Зачем желаешь превозноситься пред кем-либо, когда столько найдется людей ученее тебя и искуснее в законе?
Если хочешь полезное знать и на пользу чему-то научиться, желай быть неизвестным и считай себя как ничто. Знать себя по истине и презирать себя это самый лучший совет. Почитать себя за ничто, а о других всегда думать доброе и высокое вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. Все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее (Книга 1, гл. 2).

Comments have been disabled for this post.