luther

Иоанн Дамаскин о почитании икон

igor-gerdov для alex-pro-1

Многие наши друЖЖья заметили, что в последние несколько недель в кругах евангельских христиан нашей страны обсуждалась (и обсуждается) тема икон. Один из главных вопросов, которым часто задаются евангельские христиане связан с возможностью/невозможностью использования икон для церковного служения. Церкви, относящиеся позитивно к использованию икон, нередко обосновывают такое решение желанием не отделяться от богатой церковной традиции. В вопросе икон - это решение 7-го Вселенского собора (787г.). Об этом соборе, если Бог даст сил, я планирую написать в будущем. Сегодня хотел бы предложить посмотреть на богословие одного из главных защитников иконопочитания - Иоанна Дамаскина (676-749). Дамаскин писал до седьмого Вселенского собора. Но поскольку он был одним из главных борцов с иконокластами (наряду с Феодором Студитом), его понимание вероятно как-то информирует прочтение и понимание постановления вселенского собора 787 года.

Как же, согласно православному богослову и одному из почитаемых учителей Восточной церкви, необходимо почитать иконы?

"И если она – истинна и права и если изображения делаются для славы Божией и Его святых и для соревнования добродетели и – избежания порока и спасения душ, то должно принимать их с радостию и почитать, как образы и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами и устами, и сердцем, как подобие воплотившагося Бога или Его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа и победителей, и истребителей диавола и демонов, и заблуждения их” (Иоанн Дамаскин, Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, 10)

В приложении фото из Patrologia Graeca XCIV: 1293-1294

PG XCIV
Если вы понимаете греческий, то можете заметить, что в оригинале Дамаскин использует  глагол καταφιλέω и cущ. χεῖλος, которые означают "целовать" (часто при приветствии) и "губы, уста" соответственно. Конечно же Дамаскин не говорил за всю церковь, но тем не менее, это объясняет почему на практике иконы очень часто "приветствуются" целованием.


Comments have been disabled for this post.