Коля 2

18 духовных даров: (слово) мудрости и знания

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



В своей прекрасной экспозиции 1 Коринфянам 12-14, д-р Роберт Томас даёт описание 18 духовных даров. Следующие дары:

Дар (слова) знания

Есть ряд соображений, исходя их которых дар знания относится к дарам откровения. Например, в 1 Кор. 12:8 он перечислен в той же категории, что и мудрость, что указывает на их связь. Еще одно ука­зание на то, что этот дар по своей природе является даром откровения, возникает, когда он замещается апостольством и пророчеством (1 Кор. 12:28, 29) и да­ром мудрости (1 Кор. 12:8-9). Затем, в 1 Кор. 13:2 он связан с пророчеством и пониманием тайн, и с пророчеством и языками (1 Кор. 13:8,9,12). Это лишь не­которые из аргументов в пользу того, что по своему характеру этот дар является даром откровения.

В чем же состоит этот дар? Это особая, связанная со словом мудрости способность к осмыслению объек­тивных данных, следующих из особого откровения, к систематизации их и применению в новых обстоятель­ствах. Дар знания заключался в умении постигать ис­тины, открытые посредством сопутствующего дара, и в верном формулировании способа их применения.

Для того, чтобы составить более полное пред­ставление об этом даре, будет полезно посмотреть, как употребляется слово gnosis («знание»). В ходе нашего обсуждения даров мы встречались со слова­ми, которые употребляются вместе, когда речь идет об откровении. К ним относятся apostolos («апос­тол»), prophetes («пророчество»), mysterion («тай­на»), apokalypsis/apokalypto («откровение/открываю»), sophia («мудрость»), apocrypto («сокрываю»), gnorizo («возвещаю») и др. Мы уже видели это в Ефес. 2:19-3:10. Еще один хороший пример - Кол. 1:26-2:3. Во втором отрывке gnosis употребляется вместе с sophia (Кол. 2:3), как в 1 Кор. 12:8, то есть прослеживается его связь с откровением.

Об использовании слова мудрости речь идет во Втором послании Петра. Петр говорит, чтобы его чита­тели «помнили слова, прежде реченные святыми про­роками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими» (2 Петр. 3:2). Имеется в виду откровение, данное ранее через слово мудрости. Ав­тор связывает полученное ранее откровение с новыми обстоятельствами, возникшими во время, когда он пи­сал свое Второе послание. Открытые раньше «тайны» были применимы к новой ситуации через посредство использования Петром дара знания. Это же относится к Посланию Иуды (см.: Иуд. 17-18).

Еще одной иллюстрацией различия между пря­мым откровением и богодухновенным применением от­кровения, полученного ранее, является 1 Кор. 7:10-12. Павел говорит, чту ему было прямо открыто Госпо­дом (1 Кор. 7:10-11), а затем, исходя из определенных принципов, связывает это с обстоятельствами, не ох­ваченными прямым откровением (1 Кор. 7:12-). Это и есть слово мудрости (ср. 1 Кор. 7:40).

Разница между таким применением принципов и использованием библейских принципов христианами в их повседневной жизни кроется в вопросе вдохнове­ния. Дар знания гарантировал невозможность ошибки в применении, но в обычном использовании библейс­ких принципов людьми через озарение Духом остает­ся значительная возможность ошибки.

Необходимо подчеркнуть несколько отличий. Во-первых, следует еще раз подчеркнуть, что знания, приобретаемые естественным образом посредством обучения и разума, не однозначны слову знания, ко­торое, подобно другим дарам, имеет сверхъестествен­ную природу.

Кроме того, нужно помнить, что дар знания от­личен также от знания, доступного всем христианам через просвещающую деятельность Святого Духа. Это просвещение, получаемое через исследование Пи­сания, «сверхъестественно» по своей природе, но не равно особой способности к богодухновенному приме­нению ранее полученного откровения.

Поскольку этот дар был непосредственно связан с откровением и дарами апостольства и пророчества, в нем исчезла необходимость по окончании периода прямого откровения. По завершении письменного от­кровения этот дар потерял свое назначение.

Дар (слова) мудрости

Поскольку дары апостольства и пророчества за­мещают дары мудрости и знания (1 Кор. 12:8) в пос­ледующих перечнях (1 Кор. 12:28-29), есть основа­ния отнести мудрость и знание к дарам откровения. Аргументом в пользу этого является связь пророчес­тва и понимания тайн с даром знания (1 Кор. 13:2, ср. 1 Кор. 13:8,9,12). Под «тайнами» в Новом завете подразумевается то, что не было открыто Богом рань­ше. Таким образом, дар мудрости тесно связан с да­ром пророчества.

Дар мудрости - это особая способность получать и передавать другим тайны, раскрываемые Богом в пе­риод, когда Он давал прямое откровение членам тела Христова. Этот дар сосредоточен более на получении откровения от Бога в отличие от дара пророчества, который сконцентрирован на передаче полученного другим. Пожалуй, наиболее ясно их действие раскры­вается в 1 Кор. 2:6-13. Здесь описывается мудрость, данная Духом Павлу и другим пророкам, и это пря­мое откровение они передавали церквям, которым служили. Они проповедовали «премудрость», «тай­ную», до тех пор «сокровенную» (1 Кор. 2:7). Бог «от­крыл» им ее Духом, проницающим «глубины Божии» (1 Кор. 2:10). Приняв «дарован-ное от Бога» (1 Кор. 2:12), пророки возвещали его «словами изученными от Духа Святого», толкуя «духовн[ые вещи] с [помо­щью] духовн[ых слов]» (1 Кор. 2:13). Каким-то спосо­бом - неизвестным нам, современным людям - Свя­той Дух вкладывал откровения дотоле сокрытого в умы одаренных таким образом людей. Они придава­ли воспринятому форму, в которой передавали его народу Божьему устно или письменно. По словам Петра (2 Петр. 3:15), Павел писал свои послания «по данной ему премудрости».

В период младенчества тела Христова, Бог давал особое откровение как часть основания церкви (см. Ефес. 2:19-21). Молодая церковь нуждалась в допол­нении к тому, что она уже имела в книгах Ветхого за­вета. Некоторые из откровений имели временную или местную применимость, другие же, имеющие непре­ходящее значение, нашли свое отражение в книгах Нового завета. Такая «тайна» была «возвещена» Пав­лу (Ефес. 3:3): «тайна Христова» (Ефес. 3:4) «не была возвещена прежним поколениям», теперь же «откры­та святым апостолам Его и пророкам Духом» (Ефес. 3:5). Откровение состояло в том, что «по-средством благовествования» язычники являются «сонаследни­ками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе» (Ефес. 3:6). Зада­чей Павла было «открыть, в чем [состоит] домострои­тельство тайны, сокрывавшейся от вечности», «дабы соделалась известною многоразличная премудрость Божия» (Ефес. 3:9-10).

Очень важно правильно понимать дар (слово) муд­рости. Между этим даром и общей практической муд­ростью, доступной всем членам тела Христова, есть существенная разница. Иаков говорит об этой муд­рости, которой может просить любой из чад Божьих, проходящий через испытание веры (Иак. 1:5). Муд­рость, состоящая в том, как вести себя в таких ситуа­циях, не однозначна духовному дару мудрости. Общая мудрость, помогающая христианину достойно жить, доступна всем, дар же мудрости - это особая способ­ность, которой были наделены немногие в раннюю пору христианства.




Comments have been disabled for this post.