Коля 2

18 духовных даров: дар языков и истолкование языков

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1



В своей прекрасной экспозиции 1 Коринфянам 12-14, д-р Роберт Томас даёт описание 18 духовных даров. В предыдущих постингах мы рассмотрели дары: слова знания, различения духов, пророчества и апостольства, которые, как было отмечено во вступлении, относятся к первой из четырёх групп.

Настала очередь второй группы.

Дар языков


Природа дара языков

Дар языков как принадлежность ранней стадии созидания церкви заключался в особой способности к владению иностранным языком без изучения его обычными методами. Языки, о которых идет речь в Деян. 2:4 и 11, определяются как таковые употребле­нием в Деян. 2:6 и 8 слова dialekto («наречие»), кото­рое не может означать ничего иного, кроме человечес­кого языка.

В день Пятидесятницы имело место не чудо слышания, а чудо говорения. Не неверующие были наде­лены даром, помогающим им услышать, а верующий остаток получил дар говорения на других языках. Суждение, что дар языков состоял в произнесении невразумительных слов, едва ли здраво. Толпы, соб­равшиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, вряд ли обратили бы внимание на тех, кто произносил бы что-то непонятное. Каждый слышал и понимал что- то, сказанное на его родном языке, наряду с тем, что они не могли понять, и именно это привлекло вни­мание, возник вопрос, не пьяны ли эти люди, и та­ким образом аудитория для проповеди Петра была обеспечена. Некоторые, легко соглашаясь с тем, что в Книге Деяний речь идет об иностранных языках, высказывают сомнения в том, что в Послании корин­фянам речь идет о них же, и аргументируют свою точ­ку зрения тем, что эта книга была написана двадцать пять лет спустя Пятидесятницы. Однако приписыва­ние языкам в Послании коринфянам иной природы безосновательно. Не имеется никаких указаний на то, что за двадцать пять лет в природе дара произошли изменения. К тому же Книга Деяний, описывающая события в день Пятидесятницы, была написана еще позднее — примерно через семь лет после написания I Послания коринфянам. Концепция иностранных язы­ков прекрасно соответствует контексту I Послания, где говорится об этом даре.

Эта особая способность могла подразумевать даже владение ангельским языком (1 Кор. 13:1), если бы в этом возникла необходимость. Однако сомнительно, чтобы такой случай имел место. В 1 Кор. 13:1 Павел просто имеет в виду максимальный уровень языковых способностей, который - ничто при отсутствии любви.

Предназначение дара языков

Предназначение дара языков отчетливо определе­но в 1 Кор. 14:22: «языки суть знамение не для ве­рующих, а для неверующих». Слово semeion, переве­денное здесь как «знамение», широко используется в Новом завете. Оно обозначает чудесное событие, име­ющее духовное или символическое значение. Это же слово используется ранее в сочетании с «силами» и «чудесами», когда нечто замечательное и удивитель­ное указывало на Божье присутствие и поддержку. В своей проповеди (Деян. 2:22-) Петр говорит об Иису­се из Назарета как о «Муже, засвидетельствованном [народу израильскому] от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди [этого народа]». Такие сверхъестественные деяния подтверждали, что апостолы и пророки представляют Бога и говорят от Его имени. Как было с Иисусом, так же было и с апостолами, которых Он поставил, и с пророками, которых Он вдохновлял.

Это же слово «знамения» используется в связи со служением Павла и Варнавы в Иконии во время их первого миссионерского путешествия (Деян. 14:3). Они свидетельствовали о Господе и слове благодати Его, когда Бог давал знамениям и чудесам совершать­ся их руками. Сверхъестественные деяния указывали иудеям и язычникам, которым Павел и Варнава слу­жили, что они уполномочены Богом говорить от Его имени.

В то время, когда в Средиземноморье языком меж­национального общения был греческий, дар языков был особой, данной Богом способностью творить знаме­ние для подтверждения богодухновенности сказанно­го. В доме Корнилия (Деян. 10:44-46) дар языков был знаком для Петра и его собратьев христиан из иуде­ев, что Бог дал язычникам пережить рождение свыше и принять Святого Духа так же, как и евреям (Деян. 2:14). В Деян. 19:5-6 дар языков был свидетельством Павлу и его товарищам, что ученики Иоанна в Ефесе, будучи научены Павлом, получили Святого Духа. Хотя языки не упомянуты прямо, верующие в Самарии получили какое-то видимое подтверждение принятия Святого Духа, - вероятно, посредством этого же дара языков, поскольку Симон волхв увидел происшедшее и пожелал получить Духа Святого (Деян. 8:17-18).

Это основное предназначение дара языков объ­ясняет, почему Павел мог сказать коринфянам, что более их всех говорит языками (1 Кор. 14:186). Как апостол у язычников, он обоснованно использовал свой дар среди народов, говорящих на многих язы­ках, когда по прибытии к ним свободно говорил на их языке, - таким образом подтверждая, что дейс­твительно представляет Бога. Коринфяне не исполь­зовали свой дар так широко, и, конечно, не применя­ли его по предназначению, для благовестил другим народам, - они использовали дар скорее для собс­твенного удовольствия.

Согласно 1 Кор. 14, дар, по-видимому, имел и вто­рое предназначение. В 1 Кор. 14:2 указывается, что говорящий на языке говорил тайны. Обычное значе­ние слова тайны в Новом завете - нет оснований счи­тать 1 Кор. 14:2 исключением - это указание на новое и иное откровение того, что ранее было сокрыто, а теперь открывается Божьим представителем. Сообще­ние на иностранном языке, по всей вероятности, имело смысл, и содержание его могло быть понято полностью только при использовании дара истолкования (1 Кор. 14:56,13). Говорение на языке на христианском соб­рании должно было сопровождаться истолкованием, потому что смысл нового откровения мог быть досту­пен слушателям только благодаря дару истолкования. Фактически, языки с истолкованием были параллель­ны пророчеству (см. Деян. 19:6). Ясно однако, что пророчество было более эффективным способом полу­чения богодухновенного сообщения, так как делалось на родном языке слушающих.

Упоминание языков вместе с пророчеством и знанием (1 Кор. 13:8-11), таким образом, указыва­ет на роль этого дара в подтверждении двух даровоткровения - пророчества и знания. Когда Богу было угодно прекратить откровение через пророчество и знание, - на определенной стадии своего развития тело Христово располагало полным окончательным откровением, достаточным для обеспечения его воз­растания, - дар языков, как средство подтвержде­ния такого откровения прекратил действие, так как в нем более не было нужды (1 Кор. 13:8). «Совершен­ное» (1 Кор. 13:10) - более точным переводом было бы «зрелое» или «завершенное» — подразумевает эту ступень в возрастании тела Христова. Определение этого уровня зрелости связано с вопросом о продол­жительности действия дара языков.

Идея временности действия таких даров под­тверждения как языки представляет для некоторых затруднение. Возможно, его разрешению будет спо­собствовать тщательное исследование библейской ис­тории. Библия рассказывает о трех периодах чудес, и на протяжении всех трех чудеса имели конкретное предназначение. Возрастание их количества имело место при жизни Моисея и Аарона, когда Бог выво­дил Свой народ из египетского рабства. В этом слу­чае чудеса должны были продемонстрировать фараону Божье присутствие со Своим народом и убедить его отпустить их. Второй всплеск чудес произошел во вре­мя деятельности пророков Илии и Елисея. Это было время, когда Израиль отошел от Бога, и чудеса долж­ны были подтвердить полномочия истинных Божьих пророков, когда при великом множестве лжепроро­ков народ не мог определить, кто говорит от Бога. Чу­деса удостоверили, что Илия и Елисей действительно представляют Бога.

Третьим периодом чудесных проявлений было служение Христа и Его апостолов. Эта эпоха была свя­зующей между временем, когда Бог общался исклю­чительно с Израилем, и временем церкви - духовного тела, состоящего из евреев и язычников. Добавление к откровению Ветхого завета было достаточно неожи­данным, и существовала нужда в особых указателях на то, что новое откровение - действительно от Бога.
Дар языков - лишь одно из таких подтвержда­ющих знамений, но он сыграл весьма значительную роль в тот период, когда евангелие распространялось среди других народов Римской империи.

Продолжительность действия дара языков

Уже была высказана мысль об ограниченнос­ти периода действия дара языков. Возможность, что некоторые из духовных даров были предназначены только для ранней стадии развития христианской церкви, очевидна и вытекает из приведенного выше исследования дара апостольства. Никто не мог об­ладать даром апостольства после того, как ушло из жизни поколение очевидцев воскресения Иисуса, то есть приблизительно после 100 г., когда умер апос­тол Иоанн. Можно предполагать, что дары подтверж­дения должны действовать столько же, сколько один из даров откровения - дар апостольства. Эти два типа даров сопутствуют друг другу, оба относятся к перио­ду основания церкви (Ефес. 2:20). Когда был заложен фундамент, произошел переход к следующим стадиям строительства.

Ограниченность предыдущих периодов действия даров подтверждения служит аргументом в пользу по­ниманию «совершенного» (1 Кор. 13:10) как «зрело­го». Когда Павел писал о завершении откровений и подтверждений, ему, конечно, было известно, что это уже имело место в определенные моменты в прошлом. Поэтому он должен был знать, что языки и другие два дара - пророчества и знания - должны были прекра­титься, когда Божье откровение будет завершено. Ему также было известно, что Ветхий завет был завершен и более четырехсот лет к нему не делалось добавлений. Исходя из этого, он мог с уверенностью предполагать, что тело Христово, о котором он так подробно писал в 1 Кор. 12, когда-то достигнет такого уровня развития, при котором эти явления, характерные для начально­го этапа, более не будут иметь места. Тело постепенно достигало такого этапа развития, когда младенческие черты должны были упраздниться. Излагая такую возможность, Павел сравнил возрастание тела со сво­им собственным ростом (1 Кор. 13:11). Этот рост про­исходил постепенно от младенчества к взрослости. До того, как он стал мужем, он прошел стадии детства, отрочества, юности и т. д. Постепенно детские черты одна за другой отходили и упразднились совершенно к тому времени, как он стал взрослым мужчиной. Павел представлял себе, что подобным образом будет разви­ваться тело Христово. Характерной для начального, младенческого этапа чертой была нужда в постоянном получении информации от небесного Отца. Когда этих данных получено достаточно, тело достигло стадии, когда для продолжения роста оно более не нуждается в прямом откровении и дарах его подтверждения.

Но Павел признавал и другую возможность. Он предполагал, что Иисус может вернуться до того, как откровение будет полностью завершено, и сформу­лировал такую возможность в 1 Кор. 13:12. В этом случае тело Христово достигнет зрелости в момент возвращения Христа, и все, кто во Христе, будут вос­хищены в сретение Господу на воздухе. Постепенное  возрастание тела завершится полным уподоблением Христу (Ефес. 4:13).

Дары вообще, и эти три дара в частности, сле­довательно, временны и менее значимы, чем любовь (1 Кор. 13:8-13). По-видимому, дары пророчества, языков и знания будут действовать не так долго, как вера, надежда и любовь (13:13а), поскольку эта три­ада достоинств, несомненно, пребудет до пришествия Христа. Любовь, однако, выделяется и здесь, потому что останется и после, когда в присутствии Господа в вере и надежде более не будет нужды.

Таким образом, языки действовали только при­близительно до конца I века, и дар этот исчез со сце­ны одновременно с дарами откровения, которые он поддерживал.

Дар истолкования языков

Дар истолкования языков - это способность переводить на родной язык с иностранного, которая не приобретена естественным способом. Посредством этого дара, сопровождающего дар языков, сообщение на иностранном языке, непонятное непосредственным слушателям, могло стать понятным и, следовательно, духовно полезным.

В Новом завете нет конкретных примеров использования этого дара, но Павел подробно рассказывает о его правильном использовании в 1 Кор. 14. В семи стихах он говорит о бесполезности языков без истолкования для христианского собрания (14:6-12), а в следующих семи — о полезности языков с истолкованием (14:13-19). Фактически, языки с истолкованием были равнозначны пророчеству, так как представляли собой откровение тайн Божьих (см. 1 Кор. 14:2) и, следовательно, служили назиданию. Однако истолкование отличалось от пророчества зависимостью от предыдущего высказывания на языках. Пророчество же основывалось исключительно на прямом внутреннем откровении от Бога.

Только дар истолкования дает основания для применения дара языков на собрании христиан. Языки без истолкования на собрании христиан неуместны.


Comments have been disabled for this post.