hands of prayer

Бог - простая Сущность!

Александр Борисов для alex-pro-1:

Нередко мне приходится сталкиваться с тем, как верующие в своих попытках
«защитить» Бога (а точнее свое представление о Нем) противопоставляют один Его атрибут другому и даже превозносят какое-то одно Его качество (чаще всего более приятное для человека) над другим. Например, люди говорят о том, что именно любовь является сущностью Бога, в то время, как Его суверенность – это всего лишь атрибут, наряду с Его всеведением, вездесущностью и др. Так один человек написал: «Бог есть любовь и его право поступать вытекает из Его естества, но никак не естество из его права! Нельзя подчинять Божью природу Его праву распоряжаться всем!»


Однако, это очень необдуманное заявление. Неужели суверенность Бога не заложена в самой Его природе? И неужели любовь и благожелательность Бога являются характеристиками, исключающими Его святость и трансцендентность? Да, Бог есть любовь, но не только! (а точнее, не в первую очередь…) В тоже самое время, Божья суверенность - это не только право делать, что Ему угодно, но также Его сущность. Иначе Он не мог бы быть Богом по определению.


Конечно, необходимо понимать, что Бог не делает то, что противоречит Его моральным качествам (Он не может одобрить зло (Авв. 1:13); склонять ко греху (Ик. 1:13) или лгать (Тит. 1:2) Но это не значит, что Его всемогущество уступает Его святости. Бог не может делать то, что логически бессмысленно и противоречиво (женатый холостяк, квадратный круг, камень, который Он не сможет поднять и т.д.) Но это не значит, что Его суверенность (способность делать все, что Ему угодно) второстепенна, по сравнению с Его мудростью и т.д. Бог функционирует, как единая Личность, Которая "есть все то, что Он имеет".


В свое время разобраться с этим вопросом мне помогла очень хорошая статья Кевина ДеЯнга, которая называется «Простота Бога». Он пишет:


"Старейшее доктринальное установление Реформатской церкви, «Бельгийское исповедание веры» (1561 г.), начинается с заявления о том, «что существует только одна простая и духовная Сущность, которую мы называем Бог» (Артикул 1). Возможно, такая формулировка в начале исповедания веры покажется несколько странной. Есть одна духовная Сущность. Это понятно. Но то, что Бог – простая Сущность – к чему бы это?


Простота Бога – важная истина, о которой в последнее время задумывается все меньшее и меньшее количество христиан. Называя Бога простым, мы не имеем в виду, что Он недалек или имеет задержку в развитии. Это также не значит, что Бога легко понять. Простота в значении Божьего атрибута служит противоположностью понятию «сложный» или «составной». Простота Бога означает, что Он не сложен из атрибутов. То есть Он не состоит из благости, милости, справедливости и могущества. Напротив, Он и есть благость, милость, справедливость и могущество. Любой атрибут Бога идентичен Его сущности.


Соответственно, мы не имеем права предполагать, например, что любовь Божья- это истинная природа Бога, а вездесущность (или святость, или суверенитет) – лишь Божий атрибут. Это часто случающееся заблуждение, и учение о простоте побуждает нас избегать его. Мы часто слышим, как говорят: «Бог имеет справедливость и проявляет гнев, но Он есть любовь». Так, любовь выступает как нечто более центральное в природе Бога, словно она больше соответствует Его сущности, нежели другие, менее существенные атрибуты. Но таким образом, мы представляем Бога как не простую, а некую составную сущность.


Несомненно, подчеркивать Божью любовь весьма уместно, поскольку Священное Писание уделяет ей особое внимание. Однако утверждение «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8) не несет в себе большего метафизического веса, нежели утверждения «Бог есть свет» (1 Иоанна 1:5 ), «Бог есть дух» (Иоанна 4:24 ), «Бог есть огонь поядающий» (Евреям 12:29 ) или библейские утверждения о Божьей благости, милости или всеведущности. Герман Бавинк поясняет: «Если Бог, подобно телу, состоит из составных частей, или сложен из genus (класса) и differentiae (свойств разных видов, принадлежащих тому же genus), вещества и его свойств, материи и формы, потенциала и кинетики, сущности и существования, тогда Его совершенство, единство, независимость и неизменность были бы просто невозможны» (Reformed Dogmatics, 2:176).


Иными словами, простота Бога не позволяет нам не только ставить одни Божьи атрибуты выше других, но, благодаря ей, Бог имеет «независимую и бесконечную жизнь в Самом Себе» (Reformed Dogmatics, 2:177). Он – не просто абстрактная Идея, которая по какой-то случайности обладает любовью, мудростью и святостью, словно сначала мы представляем себе некоторую Сущность Бога, а затем приписываем ей какие-то свойства. Нет, Бог по своей сути – внутри самого Себя и Сам по Себе – есть любовь, мудрость и святость. Бог есть все то, что Он имеет. Он не составлен из атрибутов, которые присущи Ему в большей или меньшей степени. Бог – простая Сущность, не имеющая частей или фрагментов. А Его атрибуты не являются приложением к Нему, но Он есть то, чем являются они".

Источник: http://www.propovedi.ru/resource/the-simplicity-of-god/


Comments have been disabled for this post.