hands of prayer

"Болт" в голове 2. Откажитесь от автономного мышления

Александр Борисов для alex-pro-1:

«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф. 16:23).

Без преувеличения, этот диалог Петра со Христом представляет собой столкновение двух гигантских мировоззренческих плит. Это лобовое столкновение богоцентричного и человекоцентричного мышления. Если Иисус мыслит богоцентрично и живет тем, чтобы исполнить Божью волю, то ученики были сфокусированы на другом - они мысли о том, что человеческое. Все время ученики жили совершенно другой целью. В то время, когда Христос шел на Голгофу, они шли на царство. В то время, как Христос шел на позор, они шли на триумф. Почему так?

[Читать далее]

Дело в том, что мышление человека, привыкшее мыслить автономно всегда входит в конфликт с мышлением Бога. Это не результат полохого настроения или физического недомогания. Конфликт интересов Бога и человека происходит не только из-за нашей природной ограниченности. Это, прежде всего, закономерность, которую Павел однажды определил, как "живущий во мне грех" (Рим. 7:17,20).

Внимательно изучая Божье Слово - наш духовный путеводитель, мы понимаем, что все дороги ведут… – куда? Нет, не в Рим, а в Эдемский сад. Еще на самой заре человечества, люди провозгласили себя автономными. Ева посмотрела на запретный плод независимо от Бога и увидела в нем благо…. (Быт. 3:6). Таким образом, "…человек взбунтовался против Бога, отверг свою полную зависимость от Творца и предположил, что способен быть независимым от Него» (Ричард Пратт, Пленяем всякое помышление, 54). Что это значит? Это значит, что каждый человек теперь рождается автономным. Он сам себе закон (auto nomos – само законие). При этом, у автономного мышления есть навязчивая идея. Она звучит так: «Человек – бог!» (Быт. 3:5). Сатана, рекламируя грех, озвучил такие слова: "и будете как боги, знающие добро и зло". Если раньше Бог был для человека смысловым центром вселенной, то теперь им стал сам человек.

Отсюда происходит это ключевое различие между мышлением человека и мышлением Бога. Сердцевиной автономного мышления человека является постулат о том, что человек сам по себе обладает независимой ценностью и значимостью в мире. Человек, его счастье и благополучие считаются наивысшей ценностью в мире. Но это входит в прямое противоречие с Богоцентричной позицией Библии, утверждающей: «Всё от Него, Им и к Нему» (Рим 11:36). Бог и Его воля является центром мироздания, а значит должна стать центром жизни человека. Таким образом, независимое мышление выражается в человекоцентричном богословии. И наоборот, человекоцентризм всегда "цветет" на почве независимого мышления. И это видно в поведении Петра. Его мышление в этой точке не было синхронизировано с волей Божьей ("да не будет этого с тобою").


Поэтому, первое, как мы можем минимизировать влияние греховного ума в своем следовании за Христом - это решительный отказ от автономного мышления. "Мы должны избегать такого представления, что человеческий разум существует как известная и определяемая сущность в отрыве от Бога, и что, таким образом, мы мо-жем принимать его за наивысшую точку отсчета" (Van Til, Introduction to Systematic Theology).

Следование за Христом можно сравнить с движением железнодорожного состава. Представьте, что будет с вагоном если его отсоединить от локомотива - источника движения? Вагон полезен и продуктивен, пока он прицелен к локомотиву, который ведет опытный машинист. Если же вагон отцепляется, то да, он кажется независимым, свободным от разных ограничений, но люди, которые едут в нем - в большой опасности.

- Такой вагон может разбиться, ударившись на большой скорости о стену греховных наслаждений.
- Такой вагон едет своим путем и легко поворачивает в направлении различных ересей.
- Или же, такой вагон теряет ход и постепенно вязнет в земной суете, теряет скорость и останавливается.

Иногда смотришь на христиан – они очень активны, они постоянно заняты какой-то деятельностью в церкви, постоянно хотят что-то делать для Бога. Складывается впечатление, что они не идут за Богом, а бегут за Ним. Действительно, быть активным в служении это хорошо. Однако, иногда движение может быть опасным – в том случае, если ты движешься в неправильном направлении и преследуешь не те цели, то чем быстрее движение, тем оно более опасно. Христианство многих людей сводится к тому, что они в попыхах, так до конца и не осознав всей серьезности следования за Христом, прыгают в «вагоны своего ученичества» и не хотят поставить свое движение в зависимость от силы локомотива. Они пыжатся, толкают свой вагон самостоятельно, но... Без Христа наше ученичество бессмысленно и небезопасно.

Френсис Шеффер писал на этот счет следующее: «Христос – Господь всего, всех сторон жизни. Мало проку говорить, что Он – альфа и омега, начало и конец, Господь всего, и не соглашаться, что Он – Господь всего внутреннего мира человеческой души. Я просто лжец либо умалишенный, если пою о господстве Христа, ловко удерживая некоторые сокровенные, потаенные горизонты своего бытия в автономии» (Шеффер, Он здесь, и Он не молчит, 238).


Итак, призывая нас идти за Собой, Христос призывает нас прицепить вагоны своей жизни к локомотиву Его господства. Доверить Ему всю свою жизнь и следовать за Ним на Его условиях. Зависеть только от Него! Потому что только Он может дать безопасность и смысл нашему движению в небеса.

Comments have been disabled for this post.