luther

Апологетика и "объективность": Часть 2

igor-gerdov для alex-pro-1

Неделю назад я размещал цитату Майкла Крюгера, в которой он утверждает, что человек не может “сохранять интеллектуальный нейтралитет” и что “объективность в принципе невозможна”. Как я и ожидал, у некоторых читателей появились вопросы. В этом постинге я поделюсь некоторыми предварительными замечаниями по поводу “объективности”.

Один из моих преподавателей любил повторять такой принцип: “Кто контролирует определение, тот контролирует бой”. Иными словами, если вы обеспечите свою аргументацию ясными и четкими определениями, то вам проще будет вести любой диалог или спор. Итак, попробуем дать определение понятиям “объективный” и “субъективный”. В данном случае, обратимся к неплохому краткому словарю.

“Объективный – не затронутый влиянием личных ощущений (чувств) или мнения при рассмотрении и представлении фактов” [“not influenced by personal feelings or opinions in considering and representing facts”] - Concise Oxford English Dictionary.

“Субъективный” – основанный на личных ощущениях (чувствах), предпочтениях, идеях или затронутый ими" [“based on or influenced by personal feelings, tastes, or opinions] - Concise Oxford English Dictionary

Я осознаю, что в идеале мне стоило бы углубиться и посмотреть на определения этих понятий в авторитетных словарях по философии, но в связи с отсутствием подобной литературы под рукой, в данный момент я ограничусь определениями приведенными выше.

Итак, если пользоваться приведенными выше определениями, то на мой взгляд, мы можем утверждать, что как таковой объективности не существует, поскольку абсолютно каждая личность в нашей Вселенной (включая Творца) рассматривает (толкует, интерпретирует) “факты” через призму своего мнения, опыта, ощущений и идей.

К примеру, может ли, согласно Писанию, Бог рассматривать вещи и выражать о них Свое мнение “объективно”, то есть так, что при этом Он НЕ будет руководствоваться Своими собственными стандартами святости, справедливости и истины? Согласно Писанию, Бог не может отречься от Себя. Как единая (целостная) Личность, Бог не может выйти за пределы Своей совершенной природы и оценивать ситуацию или факты с точки зрения не святой и не справедливой личности. Это логически невозможно.

С другой стороны, согласно Писанию, каждый человек грешник, обладающий испорченной греховной природой. Разум человека, его сознание, совесть, логика и умение мыслить затронуты грехом. Человек, даже если сильно захочет, просто не может посмотреть на грех точно так же как на него смотрит Бог. Эта неспособность обусловлена его природой. Человек не может выйти за рамки своей греховной природы. Поэтому, в абсолютном смысле, как писал Крюгер, каждый человек толкует (интерпретирует) “факты” в свете своих предпосылок, убеждений, опыта, склонностей, чувств и т.п. Его разум не “чистый лист”, но наполнен целым набором понятий, которые оказывают влияние на его мышление.  

В итоге, если понимать "объективность" именно как способность оценивать вещи и принимать решения безотносительно к своим предпосылкам, опыту, знанию и т.п., то на мой взгляд – такой объективности не существует, поскольку всякий раз когда субъект высказывает суждение о каком-либо объекте, это суждение не генерируется в нейтральном и чистом как лист разуме. Природа субъекта оказывает самое непосредственное влияние на его способность производить какое-либо суждение. И если у Бога эта природа совершенная, истинная, святая, и справедливая, то у человека (даже у возрожденного) она постоянно затронута влиянием пребывающего греха.

Напоследок, стоит заметить, что многие люди под объективностью понимают: истинность, взвешенность, справедливость, умеренную непредвзятость, баланс и т.п. О связи "объективности" и возможности знать и понимать истину я постараюсь написать в следующий раз.

Comments have been disabled for this post.