hands of prayer

Предопределение и значение слова "определять"

Мы уже приводили несколько цитат, демонстрирующих, как боэциане понимают предопределение (или, в терминах атемпорализма, просто «определение»). В качестве напоминания повторим одну цитату из Гайслера: «Бог видит наши свободные деяния. А то, что Он видит, Он знает. А то, что Он знает, Он определяет. Итак, Бог определяя знает и зная определяет то, что мы решаем по своей свободной воле». При чтении этого и других подобных утверждений невольно возникает вопрос: что же автор понимает под словом «определять» и соответствует ли это лексическому значению слова «предопределение», употребляющегося в Библии?

(без названия)

Уайт совершенно справедливо замечает, что об «определении» можно говорить как минимум в двух разных смыслах: активном и пассивном. Чтобы проиллюстрировать оба варианта, представим себе бассейн с водой. Вы можете подойти к бассейну, погрузить в воду термометр и сказать: «Я определил, что температура воды в бассейне 26 градусов». В этом случае мы говорим об определении в пассивном смысле. Наше «определение» не сделало воду ни теплее, ни холоднее. Оно согласуется с температурой воды в бассейне (в терминах Гайслера – according to или coordinate), но не является причиной такой температуры. Напротив, наше определение является следствием температуры воды: мы определили, что температура 26 градусов, именно потому, что температура (независимо от нас) действительно равна 26-и градусам.

С другой стороны, вы можете подойти к бассейну и сказать: «Я установил систему подогрева воды и определил, что температура должна быть 26 градусов». В этом случае наше определение – активное. Оно является не следствием, а причиной того, что температура будет на отметке 26 градусов.

По наблюдению Уайта, Гайслер пишет об определении в пассивном смысле . Хотя Гайслер в своем ответном очерке обвиняет Уайта в том, что тот якобы неправильно представляет его позицию , мы не видим, как ее можно понять иначе. То определение, о котором пишет Гайслер, является логическим следствием тех решений, которые люди принимают на земле, как бы сам Гайслер от этого ни открещивался. Как мы цитировали его собственные слова выше: «А то, что Он видит, Он знает. А то, что Он знает, Он определяет» .

С точки зрения логики, возможен третий вариант, сочетающий в себе оба предыдущих. Мы можем подойти к бассейну, опустить в него термометр и увидеть, что температура воды равна 26 градусов (пассивное определение). Эта температура нас удовлетворяет, поэтому мы говорим: «Да будет так. Пусть температура и дальше будет 26 градусов» (активное определение). В этом случае активное определение основано на пассивном, однако ни то, ни другое не меняют текущего положения вещей. Наше активное определение не является причиной температуры воды. По сути, оно является лишь причиной того, что мы не будем менять температуру.

Даже если Гайслер подразумевал этот третий вариант (что он, впрочем, не объясняет достаточно ясно), возникает ряд замечаний. Во-первых, активное определение в таком случае сводится к согласию с текущим положением вещей, в которое Бог не вмешивается. Во-вторых, поскольку активное определение при таком варианте основано на пассивном, то активное определение является следствием человеческих решений. А значит, оно избыточное. Об избыточности избрания в боэцианской схеме смотрите ниже. В-третьих, понимание Божьего определения как простого согласия с предузнанным положением вещей все равно не вписывается в лексическое значение библейских терминов.

Каково же значение библейских слов, связанных с предопределением? Подробный обзор ветхозаветных терминов будет сделан в главе 5 настоящей книги, а новозаветных – в главе 7, но уже сейчас можно сказать, что смысл терминов «предопределение» или «определение» – это не «узнавание», а «приказ», «замысел» или «решение». Библия неоднократно говорит о том, что Бог не просто соглашается с предузнанным положением вещей; Его решения формируют реальность. Здесь удовольствуемся лишь парой примеров. Один из основных ветхозаветных терминов встречается в книге Плач Иеремии 2:8: «Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены». Бог не просто пассивно определил на основании знания: «Ага, значит, стена Иерусалима будет разрушена». И Он даже не просто согласился с тем, что узнал: «Ну хорошо, пусть так и будет…» Он вынес решение, которое Сам же и исполнил руками вавилонян: «…протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения…» (см. текст). Божье определение – активное.

Сразу несколько новозаветных терминов, связанных с предопределением, встречаются в Ефесянам 1:11: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей…» Предназначение – это не пассивное согласие, а активное решение, цель. Данный стих говорит не о пассивном определении Узнающего, а об активном определении «Совершающего». Что Его воля «изволила» (ср. «по изволению воли»), то Он и совершает (ср. «Совершающего»). Итак, значение как ветхозаветных, так и новозаветных терминов – активное. Божье определение является причиной земных событий . На наш взгляд, позиция Гайслера не соответствует значению библейских терминов.
_________________________
Заказать книгу:
Файл ePub на iTunes
Файл mobi на Амазоне
Бумажный экземпляр почтой
_________________________


Comments have been disabled for this post.