maks-korol-1

"Семинар по Иисусу" и отечественное евангельское сообщество

maks_korol для alex-pro-1  В связи с переводом на русский язык книги Д. Д. Кроссана "Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги", думаю, не будет излишним для наших читателей узнать, каких взглядов придерживается вышеназванный автор (и не только он) и чем его книги опасны для отечественных христиан.


Верите ли вы, что всего 2% из всех слов Иисуса Христа, записанных в четырех канонических евангелиях (а это всего - навсего пятнадцать изречений), относятся к историческому Иисусу?

Верите ли вы, что 82% изречений Иисуса Христа, которые ему приписывают четыре евангелиста на самом деле не являются словами исторического Иисуса, но традицией церкви, которую евангелисты вложили в уста Мессии?

Верите ли вы, что 16% изречений, которые приписываются Иисусу Христу – имеют сомнительное происхождение и всего-навсего являются фикцией?

Если вы не верите в вышенаписанное, то Маркус Борг, Джон Д. Кроссан, Фанк, Бертон и другие активные участники «Семинар по Иисусу» идут к вам, если не в живую, то на книжную полку точно.

Думаю, те кто не в курсе, уже начали задаваться вопросом
, а что же такое «Семинар по Иисусу»? Так вот, весьма кратко отвечу на этот вопрос.

Создание «Семинар по Иисусу»

«Семинар» - это сообщество людей, которые начали собираться с целью вынести суждения относительно подлинности слов и деяний Иисуса Христа. Эти «разношерстные» ученые (имею ввиду как образование, так и мировоззрение) пытаются реконструировать жизнь Иисуса.

Свою работу они начали в 1985 году под руководством Роберта У. Фанка, либерального ученого – библеиста, который при истолковании Библии пользовался историко-критическим методом. В свое время, комментируя создание «Семинара», он говорил: «Это время для нас [ученых], чтобы выйти из библиотеки и изучать, и говорить… «Семинар по Иисусу» -  громкий призыв к просветлению. Он для тех, кто предпочитает факты фантазиям, историю театральности, науку суевериям».

Роберт Фанк (умер в 2005 г.)

Ученые (и не только) «Семинара по Иисусу»

За последние двадцать лет работы «Семинара» более чем 200 ученых из США, Северной Америки, Канады, Великобритании, Германии, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии, приняли участие в его полугодовых совещаниях. Кстати, на этот момент их количество насчитывает около 80 человек.

Одно из рабочих заседаний участников "Семинар по Иисусу"

Но не все люди, имеющие научные степени, принимают участие в «Семинаре». К большому удивлению, одним из членов сообщества является кинопродюсер (думаю, понимаете зачем, прагматичные цели здесь очевидны) и множество людей, которые не получили специального богословского образования и не написали ни одной научной работы по Новому Завету.
Сам «Семинар» состоит из либеральных католиков и протестантов, представителей иудаизма и атеизма. Полный список участников «Семинара» можете посмотреть здесь: http://www.westarinstitute.org/membership/westar-fellows/fellows-directory/

Цели работы «Семинар по Иисусу»

Как уже было замечено ранее, суть работы «Семинара» заключалась в идентификации слов и дел Иисуса Христа. Ученые стремились понять, что же, записанное евангелистами, относится к историческому Иисусу, а что является вымыслом, вложенным в уста великого пророка. По сути, участники задавали два вопроса: «Что Иисус действительно сказал?» и «Что Иисус действительно сделал?». Они стремились понять, кем Иисус был, что Он сделал то и что Он сказал.

Несомненно, цели ставились благородные, если бы предпосылки исследования носили евангельский характер и осуществлялись под водительством Духом Святым. Согласитесь, невозможно объективно исследовать евангельского Иисуса, если ты заведомо отрицаешь сам факт Его воскресения, показываешь абсурдность молитвы, не согласен с учением о искуплении и отрицаешь божественность Христа. Именно таковых взглядов и придерживался Роберт Фанк, напомню, основатель «Семинара» (прямые цитаты можете прочитать здесь: http://www.patheos.com/blogs/markdroberts/series/unmasking-the-jesus-seminar/).

Методика проведения «Семинар по Иисусу»

Подход семинара является историко-критическим, с сильно скептической точки зрения традиционной христианской веры. Как уже было замечено, многие ученые к исследованию жизни Иисуса Христа подходили с либеральных, а то и атеистических позиций.

Голосование основывалось на разнообразных христианских источниках, начиная от четырех канонических Евангелий, в том числе на фрагментарном «Евангелии от Петра», гипотетическом, но не сохранившемся документе Q (источнике) и «Евангелии от Фомы» (II век). Кстати, последнему источнику, участники «Семинара» импонировали больше, чем Евангелию от Иоанна.

Определение «подлинности» слов и дел Иисуса Христа происходило путем голосования. После каждой дискуссии, участники использовали цветные шарики, определенный цвет которых показывал, как ученый смотрит на то или иное высказывание\дело Иисуса Христа. Например:

Слова Иисуса
Красный - Иисус, несомненно, сказал эти слова или подобные им.
Розовый - Иисус, вероятно, сказал что-то вроде этих слов.
Серый - Иисус никогда не говорил этих слов, но идеи, содержащиеся в нем, близки к его собственным.
Черный - Иисус не говорил этих слов; они представляют собой перспективу или содержание поздней или иной традиции.

Дела Иисуса
Красный - историческая достоверность этой информации практически не вызывает сомнений. Это поддерживается вескими доказательствами.
Розовый - эта информация, вероятно, надежная. Она хорошо согласуется с другими доказательствами, которые являются проверяемыми.
Серый - эта информация возможна, но ненадежна. Недостаточно подтверждающих доказательств.
Черный - эта информация маловероятная. Для ее проверки нет никаких доказательств; эта информация в значительной степени или полностью фиктивная.

Таким образом, ученые пришли к следующим выводам: более 80% заявлений, приписываемых Иисусу в Евангелиях, голосованием консенсуса имеют либо серый, либо черный шарик. Это означает, что только 20% заявлений Иисуса, скорее всего, были сказано Им. Остальные 80% наиболее уверенно, мол, вряд ли когда-либо были произнесены Иисусом.

Выводы «Семинар по Иисусу»

Мнения участников «Семинара» относительно личности Иисуса Христа разнятся. Но многие из них согласны в следующем:
- «Ортодоксальный Иисус» навязан исторической церковью. Его образ не соответствует действительности.

- Нужно различать «предпасхального Иисуса» и «послепасхального Иисуса».
Маркус Борг  в своей книге «Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох» пишет: «Каковы были взаимоотношения Иисуса с Богом? Если выразить суть дела кратко, можно сказать: до Пасхи Иисус не считал себя Богом, однако Бог был наиважнейшей реальностью его жизни».

Маркус Борг (умер в 2015 году)

- Иисус был либо киником, либо феминистом; либо пророком-учителем, либо пророком радикального социализма.

- Воскресение Иисуса Христа из мертвых является фикцией и выдумкой Его последователей. Или возможное объяснение пустой гробницы заключается в том, что тело Иисуса Христа съели собаки, а ученики, не найдя Его во гробе, подумали, что Он воскрес (Джон Доминик Кроссан).

- Описанные чудеса в Библии являются мифами.
Доминик Кроссан пишет: «Когда я читаю о так называемых "природных чудесах" Иисуса... эти рассказы напоминают мне притчи, не историю, не чудеса, но притчи. Они кричат мне: "Это же притча, болван!". Они никогда не создавались с целью рассказать о прогулках по воде, о чудесном укрощении бури, о невероятном улове рыбы. Это не истории о власти Иисуса над силами природы, но метафорические рассказы о власти Иисуса над лидерами общины. С Ним они могут делать всё и идти куда угодно, без Него они ничто и их дорога ведёт в никуда. Когда Иисус хотел сказать что-то очень важное о Боге, он обращался к притче, когда ранняя Церковь хотела сказать что-то очень важное об Иисусе, она обращалась к притче. Мне кажется, что это довольно просто понять: чем важнее субъект, тем необходимее притча».

Джон Доминик Кроссан (жив и здравствует)

- Канонические Евангелия созданы в конце первого века, а то и позже, поэтому не заслуживают доверия, так как чем дальше от описываемых событий, тем больше фантазий относительно личности Христа возникало у христианской общины, которые впоследствии были перенесены на страницы Евангелий.

- Библия не является непогрешимой. Авторы Нового Завета не были однозначно вдохновлены Богом. Библия – это человеческий документ, составленный авторами, теологические убеждения которых и определили содержание Библии. Семинар видит в ранних христианских писаниях эволюцию религиозной мысли.

"Семинар по Иисусу" и отечественное евангельское сообщество

И если духовная война за авторитет Священного Писания на Западе является привычным делом, то для Украины (и других стран постсоветского пространства) все только начинается. Для евангельских верующих, деды которых страдали в тюрьмах за Иисуса Христа, в диковинку слышать о том, что есть люди, которые отрицают божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, телесное воскресение, чудеса и т.д. Общаясь с верующими старшего возраста, и рассказывая им о том, что вышеописанное явление отрицания всего сверхъестественного все же присутствует – я вижу широко открытый рот и глаза, наполненные ужасом. Чего не скажешь об академическом мире.

Некоторые братья, закончившие образование в западных семинариях либерального толка, возвращаются в родные страны с целым набором гипотез об «историческом Иисусе» и «научным» пониманием богодухновенности Библии. С удивлением можно услышать, как образованные евангельские христиане считают, что в Библии есть ошибки и несоответствия, что некоторые слова Иисуса Христа являются богословской интерпретацией евангелистов и ничего более, что Адам и Ева не являются историческими людьми в полном смысле этого слова и т.д. Заметьте, все это отрицают и участники «Семинара по Иисусу».

Кроме этого на русский язык активно переводятся книги наиболее плодовитых авторов «Семинара» - Маркуса Борга и Джона Кроссана. Светскому издательству «Эксмо» очень выгодно переводить подобную скандальную литературу, так как она окупается на все 100%. Список книг следующий:

  • Маркус Борг, Джон Д. Кроссан «Тайна рождения Иисуса. О чем на самом деле рассказывает Библия»

  • Маркус Борг «Иисус: загадка религиозного гения. Бунтарь Иисус».

  • Маркус Борг «Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох».

  • Д. Д. Кроссан "Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги"


Уже не раз слышал от евангельских верующих, прочитавших эти книги (авторы которых отрицают божественность Христа, чудеса, непогрешимость Библии), что они открыли им новое понимание Иисуса Христа. Я точно знаю, что эти люди являются пастырями и проповедниками и это только дело времени, когда они начнут проповедовать искаженный взгляд на понимание Иисуса с кафедры. На данный момент они этого не делают, так как будут подвергнуты суровому церковному дисциплинарному наказанию.

Драгоценные братья и сестры, показав вам опасность «Семинар по Иисусу», хочу призвать вас к следующим шагам:

1. Молитесь о братьях, которые учатся в семинариях. Чтобы они не свернули с ортодоксальных позиций, но были ревностными апологетами христианского вероучения.

2. Будьте бдительными и советуйтесь с опытными братьями касательно книг. Читайте литературу, содержание которой будет утверждать вас в достоверности всего, что написано в Библии. Предлагаю следующие ресурсы, авторы которых отвергают тезисы «Семинара по Иисусу»:
Moreland and Wilkins, Jesus Under Fire
Крейг Эванс «Сфабрикованный Иисус. Как современные исследователи искажают евангелия».
Крейг Эванс «Иисус глазами ученых: правда и ложь новейших открытий и скандальных исследований».
Иисус и Евангелия + Мир Нового Завета. Словарь Нового Завета. 1 и 2 том. Ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла, Ральфа Мартина, Даниэля Рейда и Крейга Эванса.
3. Не идите на поводу манипуляций ученых, которые «проповедуют» то, что противоречит здравой интерпретации Священного Писания.

4. Молитесь о компетентных, образованных христианах, которые будут по-библейски отвечать на вызовы либеральных верующих.

Закончить хочу цитатой Нормана Гайслера, который является компетентным апологетом христианской веры. Он сказал следующие слова касательно «Семинара по Иисусу»:
«Схема рассуждений участников «Семинара по Иисусу» - это утонченная форма известной логической ошибки petition principiі, «вывод из недоказанного». Порочный круг рассуждений начинается с заведомо отрицающих все сверхъестественное представлений о религиозной фигуре первого столетия и в итоге приводит к этой же посылке».

Благословений вам!
.
Использованные ресурсы:
http://www.westarinstitute.org/
http://www.patheos.com/blogs/markdroberts/series/unmasking-the-jesus-seminar/
http://virtualreligion.net/forum/
http://www.theopedia.com/jesus-seminar
John Dominic Crossan. The Power of Parable: How Fiction by Jesus became fiction about Jesus.
Маркус Борг «Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох».
Норман Гайслер «Энциклопедия христианской апологетики», 851-854

Comments have been disabled for this post.