Коля (kainos)

Дис∙пен∙са∙ци∙он∙ал∙изм

Николай Лелиовский для Alex-Pro-1

Вернувшись из самоволки, я решил начать серию постов о диспенсационализме. Термин диспенсационализм является своего рода богословским ярлыком, который указывает на определенную богословскую систему, которой (в той или иной мере) придерживаются многие протестанты, в том числе все (насколько мне известно) без исключений авторы этого блога.

«Основываясь на концепции божественного управления, плана руководства миром, диспенсационализм раскрывает этот план в последовательности различных диспенсаций — действий по управлению миром, реализующихся в человеческой истории».[1]

Этимология слова диспенсация

«Транслитерация латинского слова dispensatio, которым переведено греческое слово οκονομία (устроение, домоустройство, руководство – см. Еф. 1:10, 3:2, 9; Кол. 1:25; 1 Тим. 1:4 и др.)».[2]

Богословское значение слова диспенсация

«отдельный этап осуществления единого Божьего замысла в истории человечества».[3]

В отношении количества диспенсаций существуют различные взгляды. То, сколько диспенсаций признают те или иные толкователи и какую номенклатуру они используют – не имеет принципиального значения для диспенсационалистов сегодня. Райри предлагает следующие 7:


  1. Невинность (до грехопадения)

  2. Совесть (от Адама до Ноя)

  3. Правительство (от Ноя до вавилонской башни)

  4. Обетование (от Авраама до Моисея)

  5. Закон (от Моисея до Христа)

  6. Благодать (от Пятидесятницы)

  7. Миллениум (тысячелетнее царство). [4]

В связи с этим некоторые ковенантные богословы несправедливо критикуют диспенсационализм утверждая: «Диспенсационализм делит Писание на отличающиеся и даже противоречащие друг другу принципы».[5]

Однако ещё Кальвин писал:

«Немыслимо, говорят они, чтобы Бог, который всегда должен быть тождествен самому Себе, менял таким образом свои намерения, невозможно, чтобы Он отменил однажды Им заповеданное. Я отвечаю, что Бога нельзя считать меняющимся, основываясь на том, что Он к определённым временам приспосабливает определённые способы действия так, как считает полезным. Если крестьянин приказывает своим работникам выполнять зимою другие работы, чем летом, мы не назовём это непостоянством и не скажем, что он отклоняется от правильного способа ведения хозяйства. Ведь этот способ зависит от неизменного порядка в природе. Сходным образом, если образованный человек относится к своим детям в юности иначе, чем в детстве, и снова меняет своё отношение к ним, когда они становятся взрослыми, то мы не скажем, что он легкомыслен и переменчив. Так почему же нам приписывать Богу непостоянство из-за того, что Он отметил разные времена разными подходами, каковые считал наиболее подходящими для них»? (Жан Кальвин, Наставления в Христианской вере Книга II, XI, 13).

Подведем итог: «диспенсационлизм рассматривает мир как дом, управляемый Богом. В Своём доме-мире Он управляет делами согласно Своей воле в разные времена и этапы откровения. Эти различные этапы отличают различные части исполнения Его окончательной цели; эти различные части являются диспенсациями. Понимание различных Божьих этапов воплощения Божьего замысла необходимо для правильного толкования Его откровения, данного на каждом из этих этапов».[6]

В следующий раз, мы поговорим об отличительных особенностях диспенсационализма.




[1] C. С. Ryrie, «Диспенсационализм», Теологический Энциклопедический Словарь под редакцией Уолтера Эллвела, ред. В. В. Шевченко, перевод с англ. Ю. М. Табак (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003), 395.
[2] C. Ryrie, Dispensationalism, rev. ed. (Chicago: Moody Publishers, 2007), 30.
[3] Ryrie, «Диспенсационализм», 335.
[4] Ryrie, «Диспенсационализм», 335.
[5] Освальд Оллис, Современный диспенсационализм и доктрина единства Писания, http://www.refspb.ru/2009-03-05-15-34-27/90-2011-02-11-13-51-00/636-2010-05-19-07-36-00
[6] Ryrie, Dispensationalism, 35


Comments have been disabled for this post.