Дис∙пен∙са∙ци∙он∙ал∙изм
Николай Лелиовский для Alex-Pro-1
Вернувшись из самоволки, я решил начать серию постов о диспенсационализме. Термин диспенсационализм является своего рода богословским ярлыком, который указывает на определенную богословскую систему, которой (в той или иной мере) придерживаются многие протестанты, в том числе все (насколько мне известно) без исключений авторы этого блога.
«Основываясь на концепции божественного управления, плана руководства миром, диспенсационализм раскрывает этот план в последовательности различных диспенсаций — действий по управлению миром, реализующихся в человеческой истории».[1]
Этимология слова диспенсация
«Транслитерация латинского слова dispensatio, которым переведено греческое слово οἰκονομία (устроение, домоустройство, руководство – см. Еф. 1:10, 3:2, 9; Кол. 1:25; 1 Тим. 1:4 и др.)».[2]
Богословское значение слова диспенсация
«отдельный этап осуществления единого Божьего замысла в истории человечества».[3]
В отношении количества диспенсаций существуют различные взгляды. То, сколько диспенсаций признают те или иные толкователи и какую номенклатуру они используют – не имеет принципиального значения для диспенсационалистов сегодня. Райри предлагает следующие 7:
Однако ещё Кальвин писал:
«Немыслимо, говорят они, чтобы Бог, который всегда должен быть тождествен самому Себе, менял таким образом свои намерения, невозможно, чтобы Он отменил однажды Им заповеданное. Я отвечаю, что Бога нельзя считать меняющимся, основываясь на том, что Он к определённым временам приспосабливает определённые способы действия так, как считает полезным. Если крестьянин приказывает своим работникам выполнять зимою другие работы, чем летом, мы не назовём это непостоянством и не скажем, что он отклоняется от правильного способа ведения хозяйства. Ведь этот способ зависит от неизменного порядка в природе. Сходным образом, если образованный человек относится к своим детям в юности иначе, чем в детстве, и снова меняет своё отношение к ним, когда они становятся взрослыми, то мы не скажем, что он легкомыслен и переменчив. Так почему же нам приписывать Богу непостоянство из-за того, что Он отметил разные времена разными подходами, каковые считал наиболее подходящими для них»? (Жан Кальвин, Наставления в Христианской вере Книга II, XI, 13).
Подведем итог: «диспенсационлизм рассматривает мир как дом, управляемый Богом. В Своём доме-мире Он управляет делами согласно Своей воле в разные времена и этапы откровения. Эти различные этапы отличают различные части исполнения Его окончательной цели; эти различные части являются диспенсациями. Понимание различных Божьих этапов воплощения Божьего замысла необходимо для правильного толкования Его откровения, данного на каждом из этих этапов».[6]
В следующий раз, мы поговорим об отличительных особенностях диспенсационализма.
Вернувшись из самоволки, я решил начать серию постов о диспенсационализме. Термин диспенсационализм является своего рода богословским ярлыком, который указывает на определенную богословскую систему, которой (в той или иной мере) придерживаются многие протестанты, в том числе все (насколько мне известно) без исключений авторы этого блога.
«Основываясь на концепции божественного управления, плана руководства миром, диспенсационализм раскрывает этот план в последовательности различных диспенсаций — действий по управлению миром, реализующихся в человеческой истории».[1]
Этимология слова диспенсация
«Транслитерация латинского слова dispensatio, которым переведено греческое слово οἰκονομία (устроение, домоустройство, руководство – см. Еф. 1:10, 3:2, 9; Кол. 1:25; 1 Тим. 1:4 и др.)».[2]
Богословское значение слова диспенсация
«отдельный этап осуществления единого Божьего замысла в истории человечества».[3]
В отношении количества диспенсаций существуют различные взгляды. То, сколько диспенсаций признают те или иные толкователи и какую номенклатуру они используют – не имеет принципиального значения для диспенсационалистов сегодня. Райри предлагает следующие 7:
- Невинность (до грехопадения)
- Совесть (от Адама до Ноя)
- Правительство (от Ноя до вавилонской башни)
- Обетование (от Авраама до Моисея)
- Закон (от Моисея до Христа)
- Благодать (от Пятидесятницы)
- Миллениум (тысячелетнее царство). [4]
Однако ещё Кальвин писал:
«Немыслимо, говорят они, чтобы Бог, который всегда должен быть тождествен самому Себе, менял таким образом свои намерения, невозможно, чтобы Он отменил однажды Им заповеданное. Я отвечаю, что Бога нельзя считать меняющимся, основываясь на том, что Он к определённым временам приспосабливает определённые способы действия так, как считает полезным. Если крестьянин приказывает своим работникам выполнять зимою другие работы, чем летом, мы не назовём это непостоянством и не скажем, что он отклоняется от правильного способа ведения хозяйства. Ведь этот способ зависит от неизменного порядка в природе. Сходным образом, если образованный человек относится к своим детям в юности иначе, чем в детстве, и снова меняет своё отношение к ним, когда они становятся взрослыми, то мы не скажем, что он легкомыслен и переменчив. Так почему же нам приписывать Богу непостоянство из-за того, что Он отметил разные времена разными подходами, каковые считал наиболее подходящими для них»? (Жан Кальвин, Наставления в Христианской вере Книга II, XI, 13).
Подведем итог: «диспенсационлизм рассматривает мир как дом, управляемый Богом. В Своём доме-мире Он управляет делами согласно Своей воле в разные времена и этапы откровения. Эти различные этапы отличают различные части исполнения Его окончательной цели; эти различные части являются диспенсациями. Понимание различных Божьих этапов воплощения Божьего замысла необходимо для правильного толкования Его откровения, данного на каждом из этих этапов».[6]
В следующий раз, мы поговорим об отличительных особенностях диспенсационализма.
[1] C. С. Ryrie, «Диспенсационализм», Теологический Энциклопедический Словарь под редакцией Уолтера Эллвела, ред. В. В. Шевченко, перевод с англ. Ю. М. Табак (Москва: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003), 395.
[2] C. Ryrie, Dispensationalism, rev. ed. (Chicago: Moody Publishers, 2007), 30.
[3] Ryrie, «Диспенсационализм», 335.
[4] Ryrie, «Диспенсационализм», 335.
[5] Освальд Оллис, Современный диспенсационализм и доктрина единства Писания, http://www.refspb.ru/2009-03-05-15-34-27/90-2011-02-11-13-51-0 0/636-2010-05-19-07-36-00
[6] Ryrie, Dispensationalism, 35
Comments have been disabled for this post.